03.02.2021
Утверждение личностно-ориентированной парадигмы в образовании еще в 90-х годах ХХ столетия поставило персонифицированное обучение в ряд наиболее актуальных и значимых проблем. Именно персонифицированное образование позволяет учесть самобытность личности каждого ребенка, его индивидуальные потребности, особенности физического и психического здоровья и выстроить его индивидуальную траекторию развития и добиться уникального образовательного результата. Поэтому Человек в системе школьного образования должен стать центром, относительно которого выстраивается весь педагогический процесс. Это и обусловит персонификацию (person – человек как социальный субъект) и персонализацию (personality - личность) обучения и воспитания школьников, реализацию ФГОС ОВЗ в условиях общеобразовательной школы.
Возможность получения образования всеми детьми независимо от ограничений возможностей их здоровья закреплена Законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года. Согласно закону, инклюзивное образование – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
С одной стороны, инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в условиях общеобразовательной школы. С другой стороны, у здоровых детей появляются такие личностные новообразования как сочувствие, сопереживание и понимание (в психологии – «эмпатия»), они становятся более терпимыми, что особенно актуально для общества с низким уровнем толерантности.