Каждый ребенок в нашей стране имеет право получить общее образование. И ограничения физических, психических, интеллектуальных возможностей, а также культурно-этнических и иных особенностей не должны создавать барьеры и препятствовать этому. При этом важно помнить: для того чтобы дети, имеющие инвалидность, могли реализовать свое право на образование, в школах для них должны быть созданы специальные условия и безбарьерная среда.
Требования к созданию доступной среды в школе
Официальные документы, в которых закреплены требования к безбарьерной среде на объектах социальной инфраструктуры, в т. ч. в школах:
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ч. 1 ст. 15);
- Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 (Методические рекомендации);
- ст. 9.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры).
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.02.2016 № ВК - 270/07 " об обеспечении условий доступности для инвалидов объектов и услуг в сфере образования"
- Приказ министерства образования и науки РФ от 09.11.2015 №1309 " Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услугв сфере образования"
- Постановление Правительства РФ от 17.06.2015 №599 "О порядке и сроках разработки федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления мероприятий по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в установленных сферах деятельности.
Безбарьерная среда: как ее создать?
Те, кто уже изучал данный вопрос, понимают, что в большинстве школ создание безбарьерной среды для обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата требует серьезную и затратную реконструкцию здания и территории. Для инвалидов по зрению адаптация школы также требует внесения корректив, но менее значительных по затратам. Дети с любыми ограничениями физических возможностей имеют право на получение комфортных условий, компенсирующих ограничения.
- Безбарьерный пешеходный путь. Это важный этап адаптации территории школы, который заключается в организации безопасного маршрута от ближайшей остановки и парковки до крыльца школы. Пешеходный путь должен включать предупреждающие и направляющие тактильные полосы для инвалидов по зрению. Высокие бордюры на маршруте должны быть понижены до одного уровня с дорогой, а ступеньки или перепады высот – выровнены или продублированы пандусом. Высота ступенек уличного крыльца должна быть 0,12 м, ширина - 0,4 м.
- Важная информация. В здании и помещениях школы все важные указатели и информационные табло должны быть выполнены крупным рельефно-контрастным шрифтом (с высотой прописных букв минимум 7,5 см). Для учащихся с инвалидностью по зрению необходимо дублировать таблички шрифтом Брайля.
- Звуковые и световые сигналы. Использование специальных звуковых и световых сигналов должно дублировать друг друга. Например, они могут оповещать о начале и конце урока, о пожарной тревоге и т.д. Эти меры помогут обеспечить получение информации одновременно детям с инвалидностью по зрению и детям с инвалидностью по слуху.
Разумеется, выполнить все методические рекомендации 181-ФЗ может далеко не каждая школа, но важно к этому стремиться. Не стоит забывать, что доступность школы нужна не только учащимся с инвалидностью, но и маломобильным категориям людей (бабушкам и дедушкам учеников, родителям с ограниченной мобильностью и т. д.), а также пожилым педагогам школы.