02.09.2024
Данный раздел посвящен профориентации.
- Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию обучающимся личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства.
Профориентация реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
- Цель профориентационной работы :
- оказания профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
- выработка у обучающихся сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
- Задачи профориентационной работы:
- получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для разделения их по профилям обучения;
- обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
- дополнительная поддержка некоторых групп обучающихся, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройстваи др.
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города, региона.
- 4. Направления и формы профориентационной работы в школе:
4.1. Организационно-методическая деятельность
- Оформление стенда в фойе 2 этажа «Мир в радуге профессий»
- Обеспечение ОУ документацией и методическими материалами по профориентации, пополнение библиотечного фонда литературной по профориентации и трудовому обучению
- Проведение анализа результатов профориентации за прошлый год (вопросы трудоустройства и поступления в профессиональные учебные заведения выпускников IX, XI кл.
- Сопоставление и обсуждение плана профориентационной работы на новый учебный год.
- Организация работы предметных, художественных кружков и кружков декоративно-прикладного творчества
- Введение элективных курсов и предметов
- Организация регулярной рубрики «Профориентация» на сайте ОУ
- Вовлечение уч-ся в общественно-полезную деятельность в соответствии с познавательными и профессиональными интересами.
4.2. Работа с педагогическими работниками
- Методическая помощь учителям в подборке материалов и диагностических карт.
- Оказание методической помощи классным руководителям в проведении классных часов по профориентации
- Разработка рекомендаций классным руководителям по планированию профориентационной работы с обучающимися различных возрастных групп.
- Проведение методических советов и объединений педагогов с рассмотрением вопросов методики профориентационной работы, обменом опыта ее проведения
- Отчет учителей-предметников, классных руководителей, руководителей кружков о проделанной работе.
4.3. Работа с обучающимися:
- Комплекс профориентационных мероприятий в виде занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
- Анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия);
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений
- 5. Формы профессионального просвещения учащихся:
- I) Вербальные или словесные формы (собрания, лекции, доклады, читательские конференции, диспуты, встречи, устные журналы, беседы и т.п.);
- II) практические формы (походы, экскурсии, конкурсы, занятия кружков, тренинги, традиционные поручения, живая газета игры, конкурсы, тематические утренники и вечера, турниры знатоков, трудовые дела и т.п.);
III) наглядные формы (выставки творчества, книжные выставки, тематические стенды, раздел сайта и т.п.).
- Работа с родителями
- проведение родительских собраний, (общешкольных, классных);
- лектории для родителей; индивидуальные беседы педагогов с родителями обучающихся, подборка статей для родителей;
- анкетирование родителей обучающихся;
- привлечение родителей для выступлений перед учащимися с беседами;
- помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;