Пояснительная записка. Цель курса «Обществознание в вопросах и ответах» заключается в подготовке учащихся к жизни в демократическом правовом государстве, гражданском обществе путем формирования у них устойчивых представлений о мире, обществе, государстве, его институтах, основных социальных связях и отношениях, политических и правовых средствах регулирования общественной жизни. Задачами курса являются: • формирование представлений учащихся о социальных явлениях и общественных процессах; • актуализация знаний понятийно-терминологической базы обществознания; • выделение разных видов взаимосвязей человеческой деятельности, общественных процессов и тенденций мирового развития; • повышение общего уровня культуры; • формирование умения анализировать позицию автора текста. Система работы с неуспевающими учащимися. В ходе работы был определен комплекс мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью предупреждения неуспеваемости школьников: использование элементов адаптации программы учащихся имеющих «проблемное отставание» и требующих корректировку, на всех ступенях необходимо обеспечить дифференцированный подход индивидуальная помощь в случае затруднения, создание ситуаций успеха на уроке, выстроить систему взаимодействия с родителями учащихся. Содержание программы курса «Проблемы современного обществознания» 8 класс (34ч.) Введение. Специфика курса обществознания. Личность и общество. Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей. Человек, индивид, личность. Взаимодействие общества и природы. Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Ступени развития общества. Социальные изменения и его формы. Эволюция и революция. Развитие общества. Движущие силы общественного развития. Традиционное, индустриальное, информационное общества. Человечество в XXI веке, основные вызовы и угрозы. Современные мир и его проблемы. Глобализация. Причины и опасность международного терроризма. Экономическая сфера. Экономика и ее роль в жизни общества. Отношения собственности. Защита прав собственности. Рыночная экономика. Производство. Основные факторы производства. Предпринимательская деятельность. Основные организационно-правовые формы предпринимательства. Роль государства в экономике. Инфляция. Потребление. Безработица: причины и последствия. Социальная сфера. Социальная структура общества. Социальные статусы и роли. Нации и межнациональные отношения. Отклоняющееся поведение. Духовная сфера общества. Сфера духовной культуры и ее особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития духовной культуры в современной России. Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Наука, ее значение в жизни современного общества. Нравственные принципы труда ученого. Ответственность ученого. Возрастание роли научных исследований в современном мире. Образование как способ передачи и усвоения знаний и человеческого опыта. Его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего и профессионального образования в Российской Федерации. Самообразование. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести Результаты – требования к уровню подготовки учащихся Личностными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются: - сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур; - готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственнойдеятельности; - навыки сотрудничества со сверстниками, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческихценностей. Метапредметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются: – владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; – способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; – готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; – владение навыками конспектирования, реферирования; – умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач. Предметными результатами школьников, формируемыми при изучении содержания элективного учебного предмета, являются: – усвоение целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе; – развитие индивидуальных способностей обучающихся путем более глубокого, чем это предусматривается базовым курсом, освоением основ наук, систематических знаний и способов действий курса обществознания. В содержание курса входят формирование ключевых компетентностей, социальных навыков, умений на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся. Рабочая программа предусматривает формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки, а также применение следующих форм контроля: индивидуальной, фронтальной, групповой; видов и приёмов контроля: письменный, устный, практический, составление планов, таблиц, схем, эссе и др. Требования к уровню подготовки В результате изучения курса обществознания» обучающийся должен «Проблемы современного Знать/понимать социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми; сущность общества как формы совместной деятельности людей; характерные черты и признаки основных сфер жизни общества; содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения. Уметь описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли; сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни); приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах; оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей; общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей; реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения. Тематическое планирование № п\п Тема урока 1 Введение в проблемные вопросы обществознания Раздел «Человек и общество» 6 часов 2 Биологическое и социальное в человеке. 3 Общество как форма жизнедеятельности людей 4 Социальный прогресс и развитие общества. 5 Деятельность человека, его потребности. 6 Межличностные отношения и межличностные конфликты. 7 Постиндустриальное общество. 8 Контроль по теме «Проблемные вопросы обществознания» Раздел «Духовная сфера общества» 7 часов 9 Сфера духовной культуры и ее особенности 10 Мораль и нравственность. 11 Образование и его значимость в условиях информационного общества. 12 Наука в жизни современного общества 13 Религия и религиозные организации. 14 Гуманизм. Патриотизм. Гражданственность. 15 Глобализация и культура. 16 Контроль по теме «Духовная сфера общества» Раздел «Социальная сфера» 9 часов 17 Социальная стратификация 18 Семья как малая группа 19 Промежуточная аттестация 20 Многообразие социальных ролей 21 Социальные нормы и ценности. 22 Социальный конфликт и его роль. 23 Межнациональные отношения. 24 Девиации. 25 Контроль по теме «Социальная сфера» Раздел «Экономика» 12 часов 26 Экономика и ее роль в жизни общества. 27 Товары и услуги, ресурсы и потребности. 28 Экономические системы и собственность. 29 Производство, производительность труда. 30 Обмен и торговля. 31 Рынок и рыночный механизм. 32 Предпринимательство. 33 Деньги. Заработная плата и стимулирование труда. 34 Богатые и бедные. Налоги. 35 Занятость и безработица. Контроль по теме «Экономика» . Тематическое планирование 8 класс № Тема урока Колво часо в Тип урока Планируемые результаты освоения Основные виды деятельности Дом. задание Глава I Личность и общество 1 2 Введение Что делает человека человеком 1 Человек, общество и природа. 1 Урок «откры тия» нового знания Предметные умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; Метапредметные Называть науки, изучающие общество, их особенности, связи. Характеризовать учебник, ориентироваться в нем. Уметь работать в малых группах для решения учебных задач. Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию Урок «откры тия» нового знания Предметные Различать понятия: индивидуальность, индивид, человек, социальная среда, личность, социализация. Знать, какое влияние на процесс становления личности оказывает природа, общество. Давать определение понятий: личность, индивид, мировоззрение, называть и сравнивать ценности личности и общественные ценности. Метапредметные Объяснить взаимосвязь природы, человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами. Личностные Работа с текстом учебника «Проверим себя» Вспомнить основны е итоги прошлого года обучения. Знать понятия и термины: социальная среда, воспитание, человек, индивидуальность, личность, моральные нормы, духовные ценности Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «ноосфера». Записи в тетради §1 Вопросы стр 12-13 §2 Вопросы и задания стр18-19 Заполнени е сравнител ьной таблицы Объяснять, как ценности влияют на поведение и выбор человека. 3 4 5 Общество как форма жизнедеятельн ости людей. Развитие общества. 1 Развитие общества 1 Как стать личностью Урок «откры тия» нового знания 1 Урок «откры тия» нового знания Урок «откры тия» нового знания Предметные Объяснять понятия: общество, государство, страна, мировое сообщество. Называть сферы общественной жизни и давать краткую характеристику. Объяснять взаимосвязь сфер общественной жизни на конкретных примерах. Называть ступени развития общества, исторические типы общества.. Метапредметные Выявить типологию общества в зависимости от конкретных примеров. Охарактеризовать основные типы общества, дать им оценку, сравнить их. Личностные формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам Предметные Давать определения понятиям: общество, человек, реформы, стабильность, глобализация, информационная революция. Характеризовать изменчивость и с стабильность общества. примерами. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Объяснять взаимосвязь человека, природы, общества, иллюстрировать конкретными примерами Личностные Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию . Предметные Давать определения понятиям личность. Характеризовать личность человека Метапредметные Объяснять взаимосвязь человека, общества, иллюстрировать конкретными примерами Личностные Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и Работа с текстом учебника «Проверим себя» Выделять существенные признаки общества. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «общественный прогресс». Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность » §3Вопрос ы и задания стр26-27 §4Вопрос ы и задания стр33-34 §5 Подготовк а к тестирова нию по итогам главы Стр. 43-44 традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности 6 Контрольная работа Урок развив ающег о контро ля Предметные умение применять полученные знания и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; Работа в тетради Систематизироват ь и обобщить изученный материал 7 Итоговое занятие Урок отрабо тки умени й и рефлек сии Предметные Анализировать позиции исследователей взаимовлияния общества и человека Работа над ошибками Систематизироват ь и обобщить изученный материал 8 9 Сфера духовной жизни 1 Мораль. Моральный выборэто ответственност ь 1 Урок «откры тия» нового знания Комб Урок «откры тия» нового знания по вопросу взаимодействия и Глава II . Сфера духовной культуры Предметные Давать определение понятия: культура. Характеризовать различные виды культур; называть основные функции культуры; Метапредметные Характеризовать духовную сферу жизни общества, духовные ценности личности и общества, процесс создания духовных ценностей, культуру личности и общества, их взаимосвязь. Личностные Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Предметные Давать определение понятий: гуманизм, мораль, нравственность, этика, добро, зло, патриотизм, гражданственность. Характеризовать основные принципы гуманизма; объяснять, в чём заключается главная функция моральных норм. Метапредметные Анализировать собственные поступки с точки зрения морали. Работа с текстом учебника «Проверим себя» Определять сущностные характеристики понятия «культура». Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять роль морали в жизни общества. §6 Вопросы и задания стр.53-54 §7, 9 Вопросы и задания стр 77-78 10 Долг и совесть 1 Урок «откры тия» нового знания 11 Образование 1 Урок «откры тия» нового знания 12 Наука в современном обществе 1 Урок «откры тия» нового знания Объяснять значение моральных норм с точки зрения других наук. жизни людей; соотносить понятия «добро» и «зло». Личностные Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Предметные Объяснять значение долга и ответственности для человека и общества, характеризовать сущность понятия «долг», совесть. Объяснять отличия и сходства долга общественного и морального. Метапредметные Объяснять взаимосвязь свободы и ответственности, анализировать ситуации морального выбора, влияния морального выбора на поведение человека. ЛичностныеРазвитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Предметные Объяснять понятия: образование, полное (среднее образование), профильное образование. Характеризовать элементы Российской системы образования, называть тенденции развития современного образования; объяснять функции образования, личностную и социальную значимость образования, значение самообразования. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Развитие эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности. Предметные Объяснять понятия наука, этика науки. Анализировать информацию об окружающем мире с точки зрения различных научных подходов; называть особенности социально-гуманитарных наук и их роль в жизни человека; Объяснять, в чём выражается возрастание роли научных исследований в современном мире Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Работа с текстом учебника «Проверим себя» Осуществлять рефлексию своих нравственных ценностей §8 Вопросы и задания стр 70-71 Работа с текстом учебника «В классе §10 Вопросы и задания стр85-86 и дома» Работа с текстом учебника «Проверим себя» §11 Вопросы и задания стр93-94 Развитие эстетического сознания через освоение художественного и научного наследия народов России и мира, творческой деятельности. Религия как одна из форм культуры 1 14 Подведение итогов главы 1 15 Итоговое занятие 13 Урок «откры тия» нового знания Урок развив ающег о контро ля. Предметные Объяснять понятия: мировые религии, буддизм, христианство, ислам, свобода совести.Характеризовать религию как одну из форм культуры; особенности религиозного мировоззрения.Называть основные функции религии;раскрывать основные идеи мировых религий. Объяснять роль религии в жизни общества. Называть религиозные организации и объединения. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Развитие толерантности и уважения к культуре и религии других народов. Предметные умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемыдля решения учебных и познавательных задач; Урок отрабо тки умени й и рефлек сии Работа с текстом учебника «В классе и дома» Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Письменная работа в тетради Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. §12 Вопросы и задания стр 101102 Подготовк а к итоговому тестирова нию стр. 102-103 Глава III Социальная сфера 16 Социальная структура общества 1 Урок «откры тия» нового знания Предметные Объяснять сущность социальной структуры. Разъяснять на конкретных примерах социальную структуру общества. Классифицировать конфликты. Сравнивать пути решения социальных конфликтов. Давать определение понятий: конфликт, субъекты конфликта, конфронтация, соперничество, конкуренция, компромисс, посредничество, переговоры, арбитраж, применение силы. Метапредметные Уметь анализировать социальный образ, имидж личности. Работа с текстом учебника «В классе и дома». Работа с доп. Источниками СМИ §13 Вопросы и задания стр 113114 17 18 Социальные статусы и роли Социальная сфера 1 Нации и 1 межнациональн ые отношения Урок «откры тия» нового знания Урок «откры тия» нового знания Объяснять поступки человека в соответствии с его социальной ролью. Личностные Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Предметные Характеризовать социальную дифференциацию. Характеризовать социальный статус и социальные отношения. Характеризовать поведение человека с точки зрения социального статуса. Характеризовать социальные роли подростка. Выделять в тексте оценочные суждения о социальном статусе и о социальной дифференциации. Метапредметные Уметь анализировать положение человека в обществе с использованием социологических понятий. Личностные Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Предметные Знать термины: нация, этнос, племя, народность. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость. Характеризовать межнациональное сотрудничество. Метапредметные Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Личностные Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Работа с текстом учебника «Проверим себя» Работа с текстом учебника «В классе и дома» Знать и правильно использовать в предлагаемом контексте понятия «этнос», «нация», «национальность». §14Вопрос ыи задания стр121122 §15Вопрос ыи задания стр129130 19 Отклоняющеес я поведение 20 Итоговое тестирование 21 Экономика и ее роль в жизни общества 22 Главные вопросы экономики Собственность 1 Урок «откры тия» нового знания Урок развив ающег о контро ля 1 Урок «открыт ия» нового знания Урок «открыт ия» нового знания Предметные Характеризовать социальные нормы и отклоняющееся поведение. Метапредметные Анализировать отклоняющееся поведение с точки зрения его опасности для общества, человека Личностные Осознавать угрозу для общества со стороны алкоголизма, наркомании, преступности. Предметные Знать: основные теоретические положения раздела; основные понятия. Глава IV Экономика Предметные Характеризовать экономику, ее структуру, роль в жизни общества. Понимать сущность информационных, человеческих ресурсов экономики и других факторов производства. Понятия: экономические отношения, экономика, потребности, ресурсы, наемный труд, промышленность, экономический выбор, альтернативная стоимость. Уметь объяснять, в чем проявляется ограниченность ресурсов и их роль в развитии общества. Метапредметные Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни. Личностные Воспитание экономически грамотной личности.. Предметные Знать понятия: производство, экономическая эффективность, потребитель, экономическая система. Различать основные характеристики экономических систем, называть функции экономической системы. Знать понятия: имущественные отношения, собственность, право собственности. Перечислять формы собственности. Называть способы защиты прав собственности, законы и органы власти, которые решают вопросы защиты права Работа с текстом учебника «В классе и дома» Подготовк а к итоговому тестирова нию стр.139142 Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы. Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников Работа с текстом учебника «Проверим себя» Раскрывать роль экономики в жизни общества. §17 §19 Вопросы и задания стр Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять смысл понятия «собственность». §18 §19 Вопросы и задания стр166167 23 24 Рыночная экономика Производствооснова экономики 1 1 Урок «открыт ия» нового знания Урок «открыт ия» нового знания собственности. Метапредметные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной Личностные Воспитание экономически грамотной личности. Предметные Давать определение понятиям: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия. Характеризовать понятия рынок, рыночную экономика, спрос, предложение, конкуренция, рыночное равновесие. Объяснять условия функционирования рыночной экономики. Называть основные функции цены.. Метапредметные Используя СМИ, сравнивать понятия: монополия, олигополия. Объяснять процесс увеличения или снижения цены на товар Личностные Воспитание экономически грамотной личности. Предметные Называть понятия: производство, производительность, услуга, товар, разделение труда, специализация. Объяснять, какие факторы влияют на производство. Объяснять значение специализации производства для развития общества.. Метапредметные Решать творческие задания по проблемам ориентации человека в экономической жизни Личностные Воспитание экономически грамотной личности. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Характеризовать рыночное хозяйство как один из способов организации экономической жизни. §20 Вопросы и задания стр174175 Работа с текстом учебника «В классе и дома» Объяснять решающую роль производства как источника экономических благ. §21 Вопросы и задания стр183184 25 Предпринимате льская деятельность 1 Урок «открыт ия» нового знания 26 Роль государства в экономике 1 Урок «открыт ия» нового знания 27 Распределение доходов 1 Урок «открыт ия» нового знания Предметные Приводить примеры предпринимательской деятельности, разъяснять ее сущность. Уметь анализировать тип предпринимателя. Знать определение модели поведения предпринимателей в экономической сфере. Давать определение понятиям: прибыль, предприниматель, менеджер, риск, бизнесмен, издержки, выручка. Метапредметные Высказывать суждения о роли малого бизнеса в развитии общества, о рисках малого бизнеса и средствах защиты производства в условиях экономических кризисов. Личностные Воспитание экономически грамотной личности. Предметные Понятия: государственный бюджет, налогообложение, внешний долг, прямой налог, косвенный налог, акциз. Называть способы воздействия государства на экономику. Сравнивать государственное и рыночное регулирование экономики. Уметь ориентироваться в системе налогообложения, анализировать информацию СМИ о мероприятиях правительства по распоряжению деньгами. Метапредметные Уметь: составлять таблицы; выполнять проблемные задания; моделировать ситуации и анализировать их. Личностные Воспитание экономически грамотной личности. Предметные Объяснять сущность бюджета. Уметь составлять личный или семейный бюджет. Объяснять причины неравенства доходов, называть меры социальной поддержки различных слоев населения. Давать определение понятий: бюджет, стабилизированный бюджет, положительное сальдо, отрицательное сальдо, государственный долг, социальные программы.Метапредметные Работать с материалами СМИ, таблицами, графиками. ЛичностныеВоспитание экономически грамотной личности. Работа с текстом учебника «В классе и дома» Описывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства. §22 Вопросы и задания стр 192193 Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «государственный бюджет. §23 Вопросы и задания стр200201 Работа с текстом учебника «В классе и дома» §24 Вопросы и задания стр207208 28 Потребление 1 Урок «открыт ия» нового знания 29 Инфляция и семейная экономика 1 Урок «открыт ия» нового знания 30 Безработица, ее причины и последствия 1 Урок «открыт ия» нового знания 31 Мировое хозяйство и международная торговля 1 Урок «открыт ия» нового знания Предметные Объяснять понятия: потребление, семейное потребление, страховые услуги. Знать экономические основы прав потребителей, виды и значение страхования. Объяснять факторы влияния на объем и структуру потребительских расходов. Метапредметные Работать с материалами СМИ Личностные Воспитание экономически грамотной личности. Предметные Объяснять понятия: инфляция, номинальный доход, реальный доход, сбережения, процент. Объяснять влияние инфляции на экономику, особенности формирования семейного бюджета в условиях инфляции. Называть банковские услуги, предоставляемые гражданам, основы кредитования граждан. Метапредметные Работать с материалами СМИ работать со статистическими материалами Личностные Воспитание экономически грамотной личности Предметные Знать понятия: безработица, занятость, объяснять экономические и социальные причины и последствия безработицы, называть меры государства для решения проблемы безработицы и обеспечении занятости населения. Метапредметные Анализировать материалы СМИ, работать со статистическими материалами. Личностные Воспитание экономически грамотной личности Предметные Объяснять понятия: обмен, торговля, деньги, мировые деньги, валюта, всероссийский рынок, мировое хозяйство, внешняя торговля, протекционизм. Объяснять влияние внешней торговли на развитие экономики страны, проявление глобализации в современных условиях, Метапредметные Решать экономические задачи, анализировать материалы СМИ по теме урока. Работа с текстом учебника «В классе и дома» §25 Вопросы и задания стр214215 Работа с текстом учебника «В классе и дома» §26 Вопросы и задания стр223 Работа с текстом учебника «В классе и дома» Работа с текстом учебника «В классе и дома» Раскрывать смысл понятия «обменный валютный курс» §27 Вопросы и задания стр232233 §28 Вопросы и задания стр 239240 Личностные Воспитание экономически грамотной личности 32 3334 Подготовка к тестированию По итогам главы Контрольной работе Урок отработк и умений и рефлекс ии Повторение Урок развива ющего контрол я Предметные Знать: - основные теоретические положения раздела, -основные понятия. Стр 241246 Систематизировать и обобщить изученный материал КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ УСТНЫЙ, ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполняет предъявленные задания и демонстрирует следующие знания и умения: • логично, развернуто излагать содержание вопроса, в котором продемонстрировано умениеописать то или иное общественное явление или процесс; • сравнивать несколько социальных объектов, процессов (или несколько источников), выделяя ихсущественные признаки, закономерности развития; • делать вывод по вопросу и аргументировать его с теоретических позиций социальных наук; • сопоставлять различные точки зрения, выдвигать аргументы в обоснование собственной позиции и контраргументы по отношению к иным взглядам; • применять полученные знания при анализе конкретных ситуаций и планировать практическиедействия; • оценивать действия субъектов социальной жизни с точки зрения социальных норм,экономической рациональности; • раскрывать содержание основных обществоведческих терминов в контексте вопроса; Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся продемонстрировал предъявляемыетребования такие же, как и к ответу на «отлично», но при ответе допустил неточности, не искажающие общего правильного смысла; • верно освятил тему вопроса, но не достаточно полно ее раскрыл; • продемонстрировал знание причинно-следственных связей, основных теоретических положений, но отдельные положения ответа не подтвердил фактами, не обосновал аргументами; • не смог самостоятельно дать необходимые поправки и дополнения; • дал определения прозвучавшим при ответе понятиям; • дал ответы на уточняющие вопросы. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • демонстрирует умение описывать то или иное общественное явление, объяснять его с помощьюконкретных примеров; • делает элементарные выводы; • путается в терминах; • не может сравнить несколько социальных объектов или точек зрения; • не может аргументировать собственную позицию; • затрудняется в применении знаний на практике при решении конкретных ситуаций; • справляется с заданием лишь после наводящих вопросов. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся или экзаменующийся • не увидел проблему, но не смог ее сформулировать; • не раскрыл проблему; • собственную точку зрения представил формально (высказал согласие или не согласие с автором); • Или информацию представил не в контексте задания • Или отказался отвечать. НОРМЫ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННОЙ РАБОТЫ (ИСТОЧНИК СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОРИГИНАЛЬНЫЙ ИЛИ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТЕКСТ) ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Отметка «5» выставляется в том случае, если учащийся в полном объеме выполнилпредъявляемые задания: • осуществил поиск социальной и иной информации и извлек знания из источника по заданнойтеме; • сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковыхсистемах; • увидел и сформулировал главную мысль, идею текста; • сумел сравнить разные авторские позиции и назвать критерий сравнения; • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответах на вопросы текста; • аргументировал свою позицию с опорой на теоретический материал базового курса; • продемонстрировал базовые знания смежных предметных областей при ответах на вопросытекста (естествознание, искусство и т.д.); • предъявил письменную работу в соответствии с требованиями оформления (реферат, доклад,сообщение, конспект и т.д.) Отметка «4» выставляется в том случае, если учащийся • осуществил поиск социальной или иной информации и извлек знания из источника по заданнойтеме; • увидел и сформулировал идею, главную мысль текста; • при сравнении разных авторских позиций не назвал критерий сравнения; • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы текста; • аргументировал свою позицию с опорой на теоретические знания базового курса; • обнаружил затруднения в применении базовых знаний смежных предметных областей(естествознание, искусство и т.д.); • не сумел интерпретировать полученную информацию и представить ее в различных знаковыхсистемах; • в оформлении работы допустил неточности. Отметка «3» выставляется в том случае, если учащийся • не смог осуществил поиск социальной информации и извлечь необходимый объем знаний позаданной теме; • почувствовал основную идею, тему текста, но не смог ее сформулировать; • попытался сравнить источники информации, но не сумел их классифицировать; • представил собственную точку зрения (позицию, отношение) при ответе на вопросы и задания текста; • не выполнил более трети требований к оформлению работы в полном объеме. Отметка «2» выставляется в том случае, если учащийся • выполнил менее одной четвертой части предлагаемых заданий; • не смог определить основную идею, мысль текста; • не раскрыл проблему; собственную точку зрения представил формально (высказал согласие илине согласие с мнением автора) • аргументация отсутствует; • или информация дана не в контексте задания. Примерный перечень заданий, практических работ, упражнений; Рабочая программа предполагает мониторинг результативности образовательного процесса: 1) оформление таблицы 2) составление схемы 3) устный опрос 4) письменный опрос 5) тест 6) анализ текста