Принято Педагогическим советом Утверждено Директор МАОУ СОШ № 107 протокол №1 от 27.08.2024 Рогожина О.А. приказ №29/7 от 31.08.2024 Программа курса: Системы счисления. 2024 г. Программа курса: Системы счисления. Профиль: технологический Количество часов: 34 ч-10 класс, 68ч-11 класс. В том числе: - лекции; - практические занятия; - посещение виртуального музея; - контрольные уроки. Цель курса: углубление образования по информатике, обеспечение разностороннего расширенного и углубленного изучения различных систем счисления, подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по информатике Задачи курса: получение учащимися чёткого представления о системах счисления; развитие навыка выполнять вычисления в различных системах счислении; развитие навыка выполнения арифметических операций в позиционных и непозиционных системах счисления; формирование умений переводить числа из одной системы счисления в другую; формирование умений преобразовывать числовую информацию. Оборудование и программное обеспечение: Элективный курс «Системы счисления» не требует специального оборудования или программного обеспечения и может проводиться в бескомпьютерном варианте. В этом случае экскурсию в виртуальный музей можно отменить. Применение интерактивной доски, а также других технических средств обучения (в том числе Интернет) сделает изучение курса более наглядным и интересным для учащихся. Курс по информатике «Системы счисления» базируется на знаниях и умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении обязательного общеобразовательного предмета «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Данный элективный курс обеспечивает углубленное изучение различных систем счисления для решения различных задач и завершения образовательной подготовки учащихся в области теоретической информатики и информационных технологий. Особенностью элективного курса «Системы счисления» является разностороннее изучение систем счисления: история развития, современная классификация, основные определения и теоремы, алгоритмы перевода чисел из одной системы счисления в другую. Элективный курс «Системы счисления» затрагивает вопросы как из алгебры (системы счисления, булева алгебра и т. д.), так и из информатики, в основном из программирования (использование массивов для работы с длинными числами, рекуррентных соотношений для реализации алгоритмов нахождения наибольшего общего делителя). В элективный курс включено изучение основных алгоритмов так называемой «длинной» арифметики, основанной на представлении чисел в массивах. Данные алгоритмы необходимы при вычислениях, точность которых должна превышать компьютерную. Занятия по элективному курсу «Системы счисления» проводятся в форме лекции, рассказа, беседы, практических и контрольных занятий. На учебных занятиях следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда, санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности. Данный курс также направлен на повышение мотивации учащихся к изучению предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной с информатикой и ее применением. Курс полностью предметно-ориентирован на При изучении курса с ФГОС формируются следующие результаты: личностные наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе развития личности, государства, общества; понимание роли информационных процессов в современном мире; способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях развития информационного общества; готовность к повышению своего образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и методов информатики и ИКТ; способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ. метапредметные владение общепредметными понятиями «объект», «система», «алгоритм» и др. владение умениями организации собственной учебной деятельности, включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить; планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование – предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата, его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка – осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача; опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью составленных для них алгоритмов (программ); владение основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; владение информационным моделированием как основным методом приобретения знаний; умение самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации, навыки создания личного информационного пространства. предметные сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире; владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов; сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации; понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете. сформированность представлений о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче; систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики; умение строить математические объекты информатики; сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта использования компьютерных средств представления и анализа данных. Программа курса: 1. История систем счисления. 2. Позиционные системы счисления. 3. Двоичное кодирование информации 4. Двоичная арифметика. 5. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную. 6. Системы счисления и архитектура компьютеров 7. Целочисленная компьютерная арифметика. 8. Вещественные числа и компьютер. 9. «Длинная арифметика». 10.Решение задач разных уровней сложности. В результате изучения курса «Системы счисления» учащиеся должны знать: различные формы представления чисел в памяти прямой, обратный и дополнительный коды; правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления; правила выполнения арифметических операций в различных системах счисления; позиционный принцип представления чисел. В результате изучения элективного курса «Системы счисления» учащиеся должны уметь: приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных системах счисления; объяснять позиционный принцип представления чисел в системах счисления; описывать правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления; уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьмеричной системах счисления; уметь переводить числа из одной системы счисления в другую. № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Тема урока 10 класс Инструктаж по технике безопасности в кабинете информатики. История систем счисления. Экскурсия в виртуальный музей. Позиционные системы счисления. Основные определения. Базис, алфавит, основание. Представление чисел в Р-ичных системах счисления. Арифметические операции в Р-ичных системах счисления. Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в десятичную. Перевод чисел из десятичной системы счисления в Ричную. Позиционные системы счисления. Решение задач. Двоичное кодирование информации. 2 2 1 2 1 2 4 2 2 2 4 2 13. Булева алгебра логики. 14. Двоичное кодирование и компьютер. 2 2 Логические элементы ЭВМ. Двоичная арифметика. Смешанные системы счисления. 11 класс Техника безопасности 1 2 2 15. 16. 17. 18. 19. 2 Повторение 10 класса Нетрадиционные системы счисления. Системы счисления и архитектура компьютеров.. Использование уравновешенной троичной и фибоначчиевой систем счисления 24. Решение задач 25. Недвоичные компьютерные арифметики. 26. Целочисленная компьютерная арифметика. 4 2 2 2 27. Решение задач. 28. Вещественные числа и компьютер. 4 2 29. Решение задач. 30. «Длинная арифметика». Способы представления «длинных» чисел. 31. Решение задач. 32. «Компьютерная математика» - контрольно-обобщающие уроки. 33. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по информатике 34. Системы счисления в задачах ЕГЭ 35. Решение задач по вариантам 4 2 20. 21. 22. 23. 4 2 2 4 4 2 10 16