РП Системы счисления

Принято Педагогическим советом

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 107

протокол №1 от 27.08.2024

Рогожина О.А.
приказ №29/7 от 31.08.2024

Программа курса:
Системы счисления.

2024 г.

Программа курса:
Системы счисления.
Профиль: технологический
Количество часов: 34 ч-10 класс, 68ч-11 класс.
В том числе:
- лекции;
- практические занятия;
- посещение виртуального музея;
- контрольные уроки.
Цель курса: углубление образования по информатике, обеспечение
разностороннего расширенного и углубленного изучения различных систем
счисления, подготовка учащихся к сдаче единого государственного экзамена по
информатике
Задачи курса:
 получение учащимися чёткого представления о системах счисления;
 развитие навыка выполнять вычисления в различных системах
счислении;
 развитие навыка выполнения арифметических операций в
позиционных и непозиционных системах счисления;
 формирование умений переводить числа из одной системы счисления
в другую;
 формирование умений преобразовывать числовую информацию.
Оборудование и программное обеспечение:
Элективный курс «Системы счисления» не требует специального оборудования
или программного обеспечения и может проводиться в бескомпьютерном
варианте. В этом случае экскурсию в виртуальный музей можно отменить.
Применение интерактивной доски, а также других технических средств
обучения (в том числе Интернет) сделает изучение курса более наглядным и
интересным для учащихся.
Курс по информатике «Системы счисления» базируется на знаниях и
умениях учащихся основной школы, сформированных при изучении
обязательного
общеобразовательного
предмета
«Информатика
и
информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)». Данный элективный
курс обеспечивает углубленное изучение различных систем счисления для

решения различных задач и завершения образовательной подготовки учащихся в
области теоретической информатики и информационных технологий.
Особенностью элективного курса «Системы счисления» является
разностороннее изучение систем счисления: история развития, современная
классификация, основные определения и теоремы, алгоритмы перевода чисел из
одной системы счисления в другую. Элективный курс «Системы счисления»
затрагивает вопросы как из алгебры (системы счисления, булева алгебра и т. д.),
так и из информатики, в основном из программирования (использование
массивов для работы с длинными числами, рекуррентных соотношений для
реализации алгоритмов нахождения наибольшего общего делителя). В
элективный курс включено изучение основных алгоритмов так называемой
«длинной» арифметики, основанной на представлении чисел в массивах. Данные
алгоритмы необходимы при вычислениях, точность которых должна превышать
компьютерную.
Занятия по элективному курсу «Системы счисления» проводятся в форме
лекции, рассказа, беседы, практических и контрольных занятий. На учебных
занятиях следует обращать особое внимание учащихся на соблюдение правил
безопасности труда, санитарии и личной гигиены, пожарной безопасности.
Данный курс также направлен на повышение мотивации учащихся к изучению
предмета и выбору сферы дальнейшего профессионального обучения, связанной
с информатикой и ее применением. Курс полностью предметно-ориентирован на
При изучении курса с ФГОС формируются следующие результаты:
личностные наличие представлений об информации как важнейшем стратегическом ресурсе
развития личности, государства, общества; понимание роли информационных
процессов в современном мире;
способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом,
понять значимость подготовки в области информатики и ИКТ в условиях
развития информационного общества; готовность к повышению своего
образовательного уровня и продолжению обучения с использованием средств и
методов информатики и ИКТ;
способность и готовность к принятию ценностей здорового образа жизни за счет
знания основных гигиенических, эргономических и технических условий
безопасной эксплуатации средств ИКТ.
метапредметные

владение общепредметными понятиями «объект», «система», «алгоритм» и др.
владение умениями организации собственной учебной деятельности,
включающими: целеполагание как постановку учебной задачи на основе
соотнесения того, что уже известно, и того, что требуется установить;
планирование – определение последовательности промежуточных целей с
учетом конечного результата, разбиение задачи на подзадачи, разработка
последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели
при помощи фиксированного набора средств; прогнозирование –
предвосхищение результата; контроль – интерпретация полученного результата,
его соотнесение с имеющимися данными с целью установления соответствия
или несоответствия (обнаружения ошибки); коррекция – внесение необходимых
дополнений и корректив в план действий в случае обнаружения ошибки; оценка
– осознание учащимся того, насколько качественно им решена учебнопознавательная задача;
опыт принятия решений и управления объектами (исполнителями) с помощью
составленных для них алгоритмов (программ);
владение основными универсальными умениями информационного характера:
постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой
информации, применение методов информационного поиска; структурирование
и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения
задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
владение информационным моделированием как основным методом
приобретения знаний; умение самостоятельно перекодировать информацию из
одной знаковой системы в другую;
широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и
коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи
различных видов информации, навыки создания личного информационного
пространства.
предметные

сформированность представлений о роли информации и связанных с ней
процессов в окружающем мире;
владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости
формального описания алгоритмов;
сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований
техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами
информатизации; понимания основ правовых аспектов использования
компьютерных программ и работы в Интернете.
сформированность представлений о кодировании и декодировании данных и
причинах искажения данных при передаче; систематизация знаний, относящихся
к математическим объектам информатики; умение строить математические
объекты информатики;
сформированность умения работать с библиотеками программ; наличие опыта
использования компьютерных средств представления и анализа данных.
Программа курса:
1. История систем счисления.
2. Позиционные системы счисления.
3. Двоичное кодирование информации
4. Двоичная арифметика.
5. Перевод чисел из двоичной системы счисления в десятичную.
6. Системы счисления и архитектура компьютеров
7. Целочисленная компьютерная арифметика.
8. Вещественные числа и компьютер.
9. «Длинная арифметика».
10.Решение задач разных уровней сложности.
В результате изучения курса «Системы счисления» учащиеся должны
знать:
 различные формы представления чисел в памяти
 прямой, обратный и дополнительный коды;
 правила выполнения арифметических операций в двоичной системе
счисления;
 правила выполнения арифметических операций в различных системах
счисления;
 позиционный принцип представления чисел.

В результате изучения элективного курса «Системы счисления» учащиеся
должны уметь:
 приводить примеры записи чисел в позиционных и непозиционных
системах счисления;
 объяснять позиционный принцип представления чисел в системах
счисления;
 описывать правила выполнения арифметических операций в двоичной
системе счисления;
 уметь записывать числа в шестнадцатеричной и восьмеричной
системах счисления;
 уметь переводить числа из одной системы счисления в другую.

№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Тема урока
10 класс
Инструктаж по технике безопасности в кабинете
информатики.
История систем счисления.
Экскурсия в виртуальный музей.
Позиционные системы счисления. Основные определения.
Базис, алфавит, основание.
Представление чисел в Р-ичных системах счисления.
Арифметические операции в Р-ичных системах
счисления.
Перевод чисел из Р-ичной системы счисления в
десятичную.
Перевод чисел из десятичной системы счисления в Ричную.
Позиционные системы счисления.
Решение задач.
Двоичное кодирование информации.

2
2
1
2
1
2
4
2
2
2
4
2

13. Булева алгебра логики.
14. Двоичное кодирование и компьютер.

2
2

Логические элементы ЭВМ.
Двоичная арифметика.
Смешанные системы счисления.
11 класс
Техника безопасности

1
2
2

15.
16.
17.
18.
19.

2

Повторение 10 класса
Нетрадиционные системы счисления.
Системы счисления и архитектура компьютеров..
Использование уравновешенной троичной и
фибоначчиевой систем счисления
24. Решение задач
25. Недвоичные компьютерные арифметики.
26. Целочисленная компьютерная арифметика.

4
2
2
2

27. Решение задач.
28. Вещественные числа и компьютер.

4
2

29. Решение задач.
30. «Длинная арифметика». Способы представления
«длинных» чисел.
31. Решение задач.
32. «Компьютерная математика» - контрольно-обобщающие
уроки.
33. Контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по
информатике
34. Системы счисления в задачах ЕГЭ
35. Решение задач по вариантам

4
2

20.
21.
22.
23.

4
2
2

4
4
2
10
16


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».