Принято Педагогическим советом Утверждено Директор МАОУ СОШ № 107 протокол №1 от 27.08.2024 Рогожина О.А. приказ №29/7 от 31.08.2024 Программа курса: История в лицах. 2024 г. Планируемые результаты освоения учебного предмета (курса) 1. Личностные результаты освоения основной образовательной программы 1.1. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя: - ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность к личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы; - готовность и способность обеспечить себе и своим близким достойную жизнь в процессе самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; - готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; - готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивнооздоровительной деятельностью; - принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью; - неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков. 1.2. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству): - российская идентичность, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите; - уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн); - формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения; - воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации. 1.3. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу: - гражданственность, гражданская позиция активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, готового к участию в общественной жизни; - признание неотчуждаемости основных прав и свобод человека, которые принадлежат каждому от рождения, готовность к осуществлению собственных прав и свобод без нарушения прав и свобод других лиц, готовность отстаивать собственные права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации, правовая и политическая грамотность; - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; - интериоризация ценностей демократии и социальной солидарности, готовность к договорному регулированию отношений в группе или социальной организации; - готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности; - приверженность идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; - готовность обучающихся противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии; коррупции; дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям. 1.4. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми: - нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей, толерантного сознания и поведения в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; - принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; - способность к сопереживанию и формирование позитивного отношения к людям, в том числе к лицам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью других людей, умение оказывать первую помощь; - формирование выраженной в поведении нравственной позиции, в том числе способности к сознательному выбору добра, нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей и нравственных чувств (чести, долга, справедливости, милосердия и дружелюбия); - развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности. 1.5. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре: - мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества; - готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; - экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта экологонаправленной понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность деятельности; - эстетическое отношения к миру, готовность к эстетическому обустройству собственного быта. 1.6. Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к семье и родителям, в том числе подготовка к семейной жизни: - ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни; - положительный образ семьи, родительства (отцовства и материнства), интериоризация традиционных семейных ценностей. 1.7. Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений: - уважение ко всем формам собственности, готовность к защите своей собственности, - осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов; - готовность обучающихся к трудовой профессиональной деятельности как к возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; - потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности; - готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнение домашних обязанностей. 2. Личностные результаты в сфере физического, психологического, социального и академического благополучия обучающихся: - физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности. 3. Метапредметные результаты Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы представлены тремя группами универсальных учебных действий (УУД). 2.1. Регулятивные универсальные учебные действия Выпускник научится: - самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута; - оценивать возможные последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей, основываясь на соображениях этики и морали; - ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях; - оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели; - выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты; - организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели; - сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью. 2.2. Познавательные универсальные учебные действия Выпускник научится: - искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи; - критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках; - использовать различные модельно-схематические средства для представления существенных связей и отношений, а также противоречий, выявленных в информационных источниках; - находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития; - выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия; - выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения; - менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности. 2.3. Коммуникативные универсальные учебные действия Выпускник научится: - осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; - при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.); координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия; - развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств; - распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений. 3. Предметные результаты Предметные результаты освоения учебного предмета (курса) «История в лицах» 10 класс Название раздела ученик научится ученик получит возможность научиться Раздел 1. Киевская Русь. знать годы правления главных исторических личностей данной эпохи; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников основных событий данной исторической эпохи; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности; определять место и время создания исторических документов; проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения образования древнерусского государства; использовать картографические источники для описания событий данной эпохи; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; обосновывать собственную точку зрения по вопросам образования древнерусского государства с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии; владеть таким терминами: военная демократия, «Норманнская теория». Раздел 2. Московское знать годы правления главных исторических княжество. личностей данной эпохи; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной устанавливать аналогии и оценивать вклад разных стран в сокровищницу мировой культуры; знать основные даты ключевых событий данного периода определять место и время создания исторических документов; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты образования Московского княжества; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем всемирной истории; представлять культурное наследие; работать с историческими документами, сравнивать давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения образования Московского княжества; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистические (информационные) таблицы, графики, диаграммы; использовать аудиовизуальный ряд как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; владеть таким терминами: феодальная раздробленность ,ярлык, иго, выход; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности. Раздел 3. Московское знать годы правления главных исторических государство личностей данной (царство). эпохи; знать основные даты периода образования Московского государства и царства, окончание монгольского ига, Смуты, восстания Степана Разина, раскола; характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий периода Московского государства; работать с историческими документами; сравнивать, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; определять место и время создания исторических документов; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем Московского царства; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения образования Московского государства; источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму, аудиовизуальный ряд как источник информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернет-ресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть понятиями: царство, Смута, раскол. демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике. представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХVХVI вв.; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам Второй мировой войны с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности. рассматривать историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса; знать основные даты и временные периоды правления российских императоров, ключевых событий; демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировым сообществе; определять место и время создания исторических документов; Раздел 4. Российская империя определять их последовательность и длительность; характеризовать основные события, обстоятельства, участников, результаты русскотурецких войн, воин со Швецией; Францией, Ираном. работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; работать с хронологическими проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблемXVIII-XIX вв.; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения XVIIIXIX вв.; использовать картографические источники для описания событий русско-турецких воин, войны 182г., а так же со Швецией и Ираном ; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; обосновывать собственную точку зрения вопросам Февральской и Октябрьской революций, Гражданской 11 класс Название раздела Раздел 1. Правители и политики. . таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; владеть основной современной терминологией исторической науки, предусмотренной программой; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике; оценивать роль личности Петра Великого и Екатерины Великой, Александра I, Николая I, Александра II и Александра III в отечественной истории; владеть понятиями: империя, дворцовые перевороты, «бироновщина», «Жандарм Европы»; ориентироваться в дискуссионных вопросах российской истории ХХ века. ученик научится знать годы правления главных исторических личностей данной эпохи; определять последовательность и длительность исторических событий, явлений, процессов; характеризовать место, обстоятельства, участников основных войны, военного коммунизма; с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности. ученик получит возможность научиться демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события российской и мировой истории в период XX – нач. XXI вв., выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировым сообществе; определять место и время создания исторических документов; событий данной исторической эпохи; работать с историческими документами; сравнивать различные исторические документы, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистическую (информационную) таблицу, график, диаграмму как источники информации; использовать аудиовизуальный ряд как источник информации; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; читать легенду исторической карты; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии; владеть таким терминами. проводить отбор необходимой информации и использовать информацию Интернета, телевидения и других СМИ; характеризовать современные версии и трактовки важнейших проблем Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, Великой Отечественной войны, Оттепели, Перестройки; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями исторических личностей; использовать картографические источники для описания событий Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской войны, Великой Отечественной войны; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей; обосновывать собственную точку зрения вопросам Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций, Гражданской Раздел 2. Полководцы. знать годы жизни великих полководцев данной эпохи; знать основные даты ключевых сражений и войн данного периода характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты сражений Русскояпонской, Первой и Второй мировых войн; работать с историческими документами, сравнивать давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; использовать статистические (информационные) таблицы, графики, диаграммы; использовать аудиовизуальный ряд войны, Великой Отечественной войны, Оттепели, Перестройки; с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности оценивать вклад величайших российских полководцев; определять место и время создания исторических документов; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями роли российских полководцев; представлять историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков и др., заполнять контурную карту; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей ХХ века; обосновывать собственную точку зрения по ключевым вопросам истории Новейшего времени с опорой на материалы из разных источников, знание исторических фактов, приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности. Раздел 3. Деятели науки и культуры. как источники информации; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернетресурсов; работать с хронологическими таблицами, картами и схемами; демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии знать годы жизни главных деятелей науки и культуры данной эпохи; характеризовать важнейшие открытия, достижения и изобретения; работать с историческими документами; сравнивать, давать им общую характеристику; критически анализировать информацию из различных источников; соотносить иллюстративный материал с историческими событиями, явлениями, процессами, персоналиями; составлять описание исторических объектов и памятников на основе текста, иллюстраций, макетов, интернетресурсов; владеть понятиями; демонстрировать умение сравнивать и обобщать исторические события, достижения науки и культуры, выделять ее общие черты и национальные особенности и понимать роль России в мировом сообществе; определять место и время создания памятников науки и культуры; характеризовать важнейшие открытия и изобретения, памятники культуры; понимать объективную и субъективную обусловленность оценок российскими и зарубежными историческими деятелями характера и значения важнейших открытий, изобретений и памятников культуры; соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки деятелей науки культуры XX- нач. ХXI вв.; обосновывать собственную точку зрения, знание исторических фактов, демонстрировать умение вести диалог, участвовать в дискуссии по исторической тематике. владение исторической терминологией; приводить аргументы и примеры в защиту своей точки зрения; владеть элементами проектной деятельности класс – 10 класс Название раздела Содержание раздела Раздел 1. Киевская Русь. Призвание варягов. Рюрик - вымысел и правда. Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав. Первые русские князья. Спорные вопросы появления государства у восточных славян; внутренняя и внешняя политика Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Святослава. Походы Олега на Византию и заключение первого в истории Руси международного договора. Княжение Игоря: защита Руси от набегов печенегов, походы на Византию и заключение нового договора. Княжение Ольги: укрепление княжеской власти, установление уроков и погостов, принятие христианства. Правление Святослава Игоревича. Походы князя Святослава на Хазарский каганат, в Волжскую Булгарию и Византию; расширение территории государства Русь Владимир Святой. Роль христианства в истории и культуре Руси. Правление Владимира Святославича. Значение принятия Русью христианства. Деятельность Владимира по усилению безопасности государственных границ, строительству храмов, распространению грамотности. Создание новой системы управления государством, предпосылки обострения междоусобиц после смерти князя Владимира. Образ князя в народных легендах и преданиях. Правление Ярослава Мудрого. Появление первого письменного свода законов и формирование феодальных отношений. Ярослав Мудрый на киевском престоле: личность князя, расширение границ государства, основание новых городов, укрепление международных связей, покровительство Церкви и просвещению. Русская Правда — первый свод законов государства Русь. Нормы древнерусского права. Признаки расцвета Древнерусского государства в правление Ярослава Мудрого. Александр Невский. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. Прибалтийский регион: геополитическое положение, население и хозяйство. Предпосылки и причины крестовых походов в Прибалтику. Ордены крестоносцев и угроза западным границам Руси. Вторжение шведов в новгородские земли. Призвание новгородцами князя Александра Ярославича. Невская битва (1240). Вторжение немецких рыцарей в новгородские земли. Ледовое побоище (1242). Личность Александра Невского. Раздел 2. Московское княжество. Раздел 3. Московское государство (царство). Иван Калита – собиратель русских земель. Первый московский князь Даниил. Возвышение Москвы при Иване Калите. Дмитрий Донской. Усиление Москвы при Дмитрии Ивановиче. Москва – центр объединения Руси и роль в этом процессе московских князей. Куликовская битва (1380) и её историческое значение. Герои и образы Куликовской битвы в летописях, литературе, искусстве и исторической памяти потомков. Нашествие хана Тохтамыша на Русь. Сергий Радонежский. Деятели русской православной церкви. Иван III и Василий III. Создание новой системы управления государством и свержение ига. Объединение русских земель вокруг Москвы. Иван III. Присоединение Новгорода и Твери. Ликвидация зависимости от Орды. Новый этап политики московских князей в отношениях с наследниками Золотой Орды. Расширение международных связей Московского государства. Перемены в устройстве двора великого князя: царский титул и регалии, новая государственная символика. Формирование аппарата управления единого государства. Принятие общерусского Судебника. Иван Грозный и его современники. Иван Грозный - первый русский царь. Реформы. Судебник 1550г. Сословнопредставительная монархия. Внешняя политика Ивана Грозного: присоединение Казани и Астрахани, Ливонская война, начало освоения Сибири. Опричнина. Царь Федор Иванович. Конец Московской династии Рюриковичей. Русская православная церковь в 16 веке. Стоглавый собор. Святые и еретики. Установление Раздел 4. Российская империя патриаршества. Великие живописцы и архитекторы XV-XVI вв. Борис Годунов. Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский в истории Смуты. История Смутного времени через призму его участников; значение второго ополчения в истории Смуты; судьба его руководителей. Предпосылки и причины Смуты. Первое ополчение. Лжедмитрий II. Второе ополчение. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. Первые Романовы. Алексей Михайлович Тишайший. Избрание новой династии. Михаил Фёдорович и Алексей Михайлович – первые преобразования. Царь Михаил Федорович. Патриарх Филарет. Царь Алексей Михайлович. Шаги к абсолютизму. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Степан Разин. Патриарх Никон, протопоп Аввакум. Борьба светской и духовной власти. Церковная реформа. Раскол в русской православной церкви. Никон и Аввакум. Старообрядцы. Деятели культуры XVII века. Петр I – реформатор. Птенцы гнезда Петрова. Правление царевны Софьи. Формирование личности Петра I; окружение Петра; дискуссионные вопросы в истории правления Петра. Оценка деятельности Петра I в исторической науке. Женщины на престоле. Правление Екатерины I, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны. Внешняя и внутренняя политика России в эпоху дворцовых переворотов. Екатерина Великая. Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796— 1801). Личность Александра I. Анализ деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики. Емельян Пугачев. Великие полководцы и флотоводцы XVIII века. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики. Русские просветители. Вклад Ломоносова в развитие русской науки и культуры XVIII века. Александр Iнесостоявшийся реформатор. Николай I. Итоги внутренней и внешней политики Павла I (1796—1801). Личность Александра I. Анализ деятельности личности императора и его реформаторской несостоятельности через анализ документов и мнения современников. Великий полководческий талант Кутузова и его ученики. Александр II Освободитель. Попытка укрепить империю через усиление цензуры. Историческая необходимость отмены крепостного права и личное мужество императора при проведении реформ. Николай I-жандарм Европы и Александр II- Освободитель. Александр III Миротворец. Правление Александра III. Упрочение основ самодержавия. Внешняя и внутренняя политика Александра III. Контрреформы Александра. Великие полководцы и флотоводцы XIX века. Великие мечтатели. От декабристов до революционеров. Деятели культуры XIX века. класс – 11 класс Название раздела Раздел 1. Правители и политики. Раздел 2. Полководцы. Раздел 3. Деятели науки и культуры. Содержание раздела Николай II. Характеристика последнего русского царя и его политики. Обсуждение вопроса о правомерности его приобщении к лику святых. Дискуссия о необходимости реформ в России в начале XX века. Характеристика деятельности политиков С.Ю.Витте, В.К.Плеве, П.А.Столыпина. Первые российские парламентарии. Лидеры первых российских партий. Знакомство с биографией Ленина. Деятельность его соратников по партии в проведении социалистического преобразования молодого государства. На образе Сталина показать роль диктатора в истории. Охарактеризовать обострение обстановки в правящей партии, рычаги и методы власти И.В. Сталина в борьбе с политическими соперниками. Особенности политики исторических деятелей Советского Союза и России. Г.М.Маленков. Л.П.Берия. Н.С. Хрущев. Л.И.Брежнев. Ю.В.Андропов. К.У.Черненко. М.С. Горбачев. Б.Н. Ельцин. Раскрыть утопические планы построения коммунизма. Противоречивость политики Н.С. Хрущева. Провозглашение политики перестройки и гласности Горбачевым М.С. Развитие процесса десталинизации общества. Формирование основ рыночной экономики. Раскрыть политические позиции и взгляды значительных государственных деятелей современности: В.В.Путина, Д.А.Медведева, Г.Зюганова, В.В.Жириновского и др. На примере жизни флотоводцев Макарова, Рождественского показать трагизм русскояпонской войны. А.А.Брусилов как пример патриотизма россиян в первой мировой войне. М.В.Фрунзе, С.М.Буденный, А.В.Колчак, А.И.Деникин, П.Н. Врангель в огне гражданской войны. Жизнь и деятельность великих маршалов Отечественной войны Г.К.Жукова, А.М.Василевского, И.С.Конева, К.К.Рокоссовского как пример верности народу, Родине, чести, достоинства, патриотизма. Показать разнообразие направлений художественной культуры в начале 20 века: символизм, абстракционизм, классицизм, романтизм (Врубель, Малевич, Петров-Водкин и др.). Торжество социалистического реализма: знакомство с советскими художниками и скульпторами и их произведениями. На примере творчества выдающихся поэтов "серебряного века" показать духовные искания и проблемы российского общества в начале XX века. Советский Союз самая читающая страна в мире. Советские писатели поэты и их изыскания. Великие режиссеры и артисты кино и театра. Возникновение и развитие нового жанра романса в первой половине XX века. Советские композиторы и музыканты. Русский балет. Развитие советского спорта. Олимпийские чемпионы. Достижения советской науки XX века. Выдающиеся советские ученые и их вклад в мировую российскую науку. Советская космонавтика. С.П.Королев. Ю.А.Гагарин. А.А.Леонов. В.Терешкова. С.Е.Савицкая. Лидеры правозащитного движения: А.Д.Сахаров, А.И.Солженицын. Их жизнь и деятельность – образец для молодежи. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тематическое планирование по курсу «История в лицах» СОО составлено с учетом рабочей программы воспитания. Воспитательный потенциал данного учебного предмета обеспечивает реализацию следующих целевых приоритетов воспитания обучающихся (СОО): Развитие ценностного отношения: Создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений школьников и, прежде всего, ценностных отношений: целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции; исследований, опыта проектной деятельности; опыта создания собственных произведений культуры, опыта творческого самовыражения. 10 класс Название раздела, темы Общее кол-во часов Раздел 1. Киевская Русь. 1.1.Призвание варягов. Рюрик - вымысел и правда. 1.2.Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав. 1.3.Владимир Святой. 1.4.Ярослав Мудрый. 1.5.Владимир Мономах. 1.6.Князья периода феодальной раздробленности. 1.7.Александр Невский. Раздел 2. Московское княжество. 2.1.Иван Калита – собиратель русских земель. 2.2.Дмитрий Донской. 2.3.Сергий Радонежский. Деятели русской православной церкви. Раздел 3. Московское государство (царство). 3.1.Иван III и Василий III. 3.2.Иван Грозныйи его современники. 3.3.Великие живописцы и архитекторы XV-XVIвв. 3.4.Борис Годунов. 3.5.Кузьма Минин, князь Дмитрий Пожарский в истории Смуты. 3.6.Первые Романовы.Алексей Михайлович Тишайший. 3.7.Степан Разин. 3.8.Патриарх Никон, протопоп Аввакум. 3.9.Деятели культурыXVII века. Раздел 4. Российская империя 4.1.Петр I – реформатор. 4.2.Птенцы гнезда Петрова. 4.3.Женщины на престоле. 4.4.Екатерина Великая. 4.5.Емельян Пугачев. 4.6.Великие полководцы и флотоводцы XVIII века. 4.7.Русские просветители. 4.8.Александр I- несостоявшийся реформатор. 4.9.Николай I. 4.10.Александр II Освободитель. 4.11.Александр III Миротворец 4.12.Великие полководцы и флотоводцыXIX века. 4.13.Великие мечтатели. От декабристов до революционеров. 7 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 9 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4.14.Деятели культуры XIX века 4.15.Занятие - презентация учебных достижений. Итого 1 1 34 11 Название раздела, темы Общее кол-во часов Раздел 1. Правители и политики. 5.1.Николай II - последний российский император. 5.2. Реформаторы России начала 20 века. С.Ю.Витте и В.К.Плеве, 5.3. П.А.Столыпин. «Вам нужны великие потрясения, нам нужна великая Россия». 5.4. Первые российские парламентарии. 5.5. В.И.Ленин – «кремлевский мечтатель». 5.6. В.И.Ленин и большевистская гвардия. 5.7. И.В.Сталин: штрихи к портрету 5.8. И.С.Сталин и его соратники. 5.9. Н.С.Хрущев. 5.10. Л.И.Брежнев. Эпоха застоя. 5.11. Андропов – «маятник надежды», Черненко «мини-застой». 5.12. М.С.Горбачев. Перестройка. 5.13. Б.Н.Ельцин. 5.14. Политики современной России. Раздел 2. Полководцы. 6.1. Русские полководцы начала 20 века: герои русско-японской войны 6.2.А.А.Брусилов 6.3. Командиры Красной Армии. 6.4-5.Генералы Белой Армии. 6.6-9.Полководцы Великой Отечественной войны. Раздел 3. Деятели науки и культуры.. 7.1. Русские художники начала 20 века. 7.2. Советские художники, скульпторы и архитекторы. 7.3. "Серебряный век" русской поэзии. 7.4. Советские писатели. 7.5. Великие режиссеры и артисты кино и театра. 14 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 1 1 1 2 3 12 1 1 1 1 1 7.6. Городской романс. Композиторы и музыканты советского периода. Русский балет. 7.7.Советские спортсмены. 7.8. Выдающиеся советские ученые и их вклад в мировую российскую науку. 7.9. Космическая плеяда. 7.10. Женщины-космонавты. 7.11. Лидеры правозащитного движения. 7.12. Заключение к курсу. Итоговое занятие Итого 1 1 1 1 1 1 1 34