РП. Биология в задачах.

Принято Педагогическим советом

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 107

протокол №1 от 27.08.2024

Рогожина О.А.
приказ №29/7 от 31.08.2024

Программа курса:
Биология в задачах.

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по учебному предмету «Биология в задачах» (далее - биология) на
уровне среднего общего образования разработана на основе Федерального
закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
ФГОС СОО, Концепции преподавания учебного предмета «Биология в
задачах» и основных положений федеральной рабочей программы
воспитания.
Программа по учебному предмету «Биология в задачах» даёт представление о
цели и задачах изучения учебного предмета «Биология в задачах» на
углублённом уровне, определяет обязательное (инвариантное) предметное
содержание, его структурирование по разделам и темам, распределение по
классам, рекомендует последовательность изучения учебного материала с
учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
В программе по биологии реализован принцип преемственности с изучением
биологии на уровне основного общего образования, благодаря чему
просматривается направленность на последующее развитие биологических
знаний, ориентированных на формирование естественно-научного
мировоззрения, экологического мышления, представлений о здоровом образе
жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей природной среде.
В программе по биологии также показаны возможности учебного предмета
«Биология в задачах» в реализации требований ФГОС СОО к планируемым
личностным, метапредметным и предметным результатам обучения и в
формировании основных видов учебно-познавательной деятельности
обучающихся по освоению содержания биологического образования на
уровне среднего общего образования.
Учебный предмет «Биология в задачах» на уровне среднего общего
образования завершает биологическое образование в школе и ориентирован
на расширение и углубление знаний обучающихся об основах молекулярной
и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики,
селекции, биотехнологии, эволюционного учения и экологии, а так же
решению задач на основе этих сведений.
Изучение учебного предмета «Биология в задачах» на углубленном уровне
ориентировано на подготовку обучающихся к последующему получению
биологического образования в вузах и организациях среднего
профессионального образования. Основу его содержания составляет система
биологических знаний, полученных при изучении обучающимися
соответствующих систематических разделов биологии на уровне основного

общего образования, в 10–11 классах эти знания получают развитие. Так,
расширены и углублены биологические знания о растениях, животных,
грибах, бактериях, организме человека, общих закономерностях жизни,
дополнительно включены биологические сведения прикладного и поискового
характера, которые можно использовать как ориентиры для последующего
выбора профессии. Возможна также интеграция биологических знаний с
соответствующими знаниями, полученными обучающимися при изучении
физики, химии, географии и математики.
Структура программы по учебному предмету «Биология в задачах» отражает
системно-уровневый и эволюционный подходы к изучению биологии.
Согласно им, изучаются свойства и закономерности, характерные для живых
систем разного уровня организации, эволюции органического мира на Земле,
сохранения биологического разнообразия планеты. Изучаются основы
молекулярной и клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития,
генетики и селекции, биотехнологии и синтетической биологии,
актуализируются знания обучающихся по ботанике, зоологии, анатомии,
физиологии человека, эволюционное учение, основы экологии и учение о
биосфере.
Учебный предмет «Биология в задачах» призван обеспечить освоение
обучающимися биологических теорий и законов, идей, принципов и правил,
лежащих в основе современной естественно-научной картины мира, знаний о
строении, многообразии и особенностях клетки, организма, популяции,
биоценоза, экосистемы, о выдающихся научных достижениях, современных
исследованиях в биологии, прикладных аспектах биологических знаний. Для
развития и поддержания интереса обучающихся к биологии наряду со
значительным объёмом теоретического материала в содержании программы
по биологии предусмотрено знакомство с историей становления и развития
той или иной области биологии, вкладом отечественных и зарубежных
учёных в решение важнейших биологических и экологических проблем.
Цель изучения учебного предмета «Биология в задачах» на углублённом
уровне – овладение обучающимися знаниями о структурно-функциональной
организации живых систем разного ранга и приобретение умений
использовать эти знания в формировании интереса к определённой области
профессиональной деятельности, связанной с биологией, или к выбору
учебного заведения для продолжения биологического образования, решения
задач, которые есть в КИМ ЕГЭ.
Достижение цели изучения учебного предмета «Биология в задачах» на
углублённом уровне обеспечивается решением следующих задач:

освоение обучающимися системы биологических знаний: об основных
биологических теориях, концепциях, гипотезах, законах, закономерностях и
правилах, составляющих современную естественно-научную картину мира; о
строении, многообразии и особенностях биологических систем (клетка,
организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); о выдающихся открытиях
и современных исследованиях в биологии;
ознакомление обучающихся с методами познания живой природы:
исследовательскими методами биологических наук (молекулярной и
клеточной биологии, эмбриологии и биологии развития, генетики и селекции,
биотехнологии и синтетической биологии, палеонтологии, экологии);
овладение обучающимися умениями: самостоятельно находить,
анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться
биологической терминологией и символикой; устанавливать связь между
развитием биологии и социально-экономическими и экологическими
проблемами человечества; оценивать последствия своей деятельности по
отношению к окружающей природной среде, собственному здоровью и
здоровью окружающих людей, характеризовать современные научные
открытия в области биологии;
развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей в
процессе знакомства с выдающимися открытиями и современными
исследованиями в биологии, решаемыми ею проблемами, методологией
биологического исследования, проведения экспериментальных исследований,
решения биологических задач, моделирования биологических объектов и
процессов;
воспитание у обучающихся ценностного отношения к живой природе в целом
и к отдельным её объектам и явлениям; формирование экологической,
генетической грамотности, общей культуры поведения в природе; интеграции
естественно-научных знаний;
создание условий для осознанного выбора обучающимися индивидуальной
образовательной траектории, способствующей последующему
профессиональному самоопределению, в соответствии с индивидуальными
интересами и потребностями региона.
СОДЕРЖАНИЕ
Тема: «Основы цитологии»
Белки: структура, функции белков. Нуклеиновые кислоты. ДНК и РНК,
сравнительная характеристика данных кислот. Особенности строения, место
расположения в клетке, основные функции, виды РНК, их роль в биосинтезе.

Биосинтез белка. Понятие о транскрипции, трансляции, триплет или кодон
ДНК.
Энергетический обмен в клетке, его этапы, аэробные и анаэробные
организмы, клеточное дыхание.
Биологические задачи:
 На вычисление молекулярной массы белка, определение числа
аминокислот образующих белок.
 На определение % содержания нуклеотидов фрагмента ДНК;
 На количественное определение числа нуклеотидов ДНК, при условии,
что известно % от общего числа;
 На определение длины фрагментов цепочки ДНК;
 На определение последовательности расположения аминокислот
отдельных белков;
 На построение и определение участков молекулы белка;
Расчёты связанные с энергетическими затратами при обмене вещества в
клетке.
Тема: «Основы генетики»
Основные генетические понятия и символы. Законы Г.Менделя. Полное и
неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Генетическое
определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.
Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Полное и неполное
сцепление генов. Генетические карты хромосом.
Биологические задачи:







На моно, ди, полигибридное скрещивание;
На неполное доминирование;
На сцепленное с полом наследование;
На анализирующее скрещивание;
На кроссинговер;
Комбинированные задачи.

Тема: «Генетика человека»
Основные понятия и термины. Характер наследования признаков у человека.
Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Родословная семьи.
Биологические задачи:
 На определение группы крови и резус-фактор;
 На вероятность наследования и проявления генетических заболеваний;

 На генетические основы здоровья;

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре
личностных результатов освоения предмета «Химия в задачах» выделены
следующие составляющие: осознание обучающимися российской
гражданской идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности
и самоопределению; наличие мотивации к обучению; готовность и
способность обучающихся руководствоваться принятыми в обществе
правилами и нормами поведения; наличие правосознания, экологической
культуры; способность ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия в задачах» отражают
сформированность опыта познавательной и практической деятельности
обучающихся в процессе реализации образовательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
 готовности к совместной творческой деятельности при создании
учебных проектов, решении учебных и познавательных задач,
выполнении химических экспериментов;
 способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и
аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
 ценностного отношения к историческому и научному наследию
отечественной химии;
 уважения к процессу творчества в области теории и практического
приложения химии, осознания того, что данные науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков,
постоянного труда учёных и практиков;
 интереса и познавательных мотивов в получении и последующем
анализе информации о передовых достижениях современной
отечественной химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
 нравственного сознания, этического поведения;
 способности оценивать ситуации, связанные с химическими
явлениями, и принимать осознанные решения, ориентируясь на
морально-нравственные нормы и ценности;

4) формирования культуры здоровья:
 понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни,
необходимости ответственного отношения к собственному
физическому и психическому здоровью;
 соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту,
повседневной жизни, в трудовой деятельности;
 понимания ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни
людей;
 осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
 коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах
деятельности;
 установки на активное участие в решении практических задач
социальной направленности (в рамках своего класса, школы);
 интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии;
 уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
 готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории
образования, будущей профессии и реализации собственных
жизненных планов с учётом личностных интересов, способностей к
химии, интересов и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
 осознания необходимости использования достижений химии для
решения вопросов рационального природопользования;
 активного неприятия действий, приносящих вред окружающей
природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и
предотвращать их;
 наличия развитого экологического мышления, экологической
культуры, опыта деятельности экологической направленности, умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и
социальной практике, способности и умения активно противостоять
идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:

 мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики;
 понимания специфики химии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании
целостного представления об окружающем мире как о единстве
природы и человека, в познании природных закономерностей и
решении проблем сохранения природного равновесия;
 убеждённости в особой значимости химии для современной
цивилизации: в её гуманистической направленности и важной роли в
создании новой базы материальной культуры, в решении глобальных
проблем устойчивого развития человечества – сырьевой,
энергетической, пищевой и экологической безопасности, в развитии
медицины, обеспечении условий успешного труда и экологически
комфортной жизни каждого члена общества;
 естественно-научной грамотности: понимания сущности методов
познания, используемых в естественных науках, способности
использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нём изменений, умения делать
обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся
данных с целью получения достоверных выводов;
 способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
 интереса к познанию, исследовательской деятельности;
 готовности и способности к непрерывному образованию и
самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в
соответствии с жизненными потребностями;
 интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по химии на уровне
среднего общего образования включают:
 значимые для формирования мировоззрения обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия,
отражающие целостность научной картины мира и специфику методов
познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза,
закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение,
эксперимент и другие);

 универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся;
 способность обучающихся использовать освоенные
междисциплинарные, мировоззренческие знания и универсальные
учебные действия в познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными
учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными
действиями.

Учащиеся научатся:
Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;
 определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными
целями;
 использовать при освоении знаний приёмы логического мышления:
выделять характерные признаки понятий и устанавливать их
взаимосвязь, использовать соответствующие понятия для объяснения
отдельных фактов и явлений;
 выбирать основания и критерии для классификации веществ и
химических реакций;
 устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями;
 строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в
рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
 применять в процессе познания используемые в химии символические
(знаковые) модели, преобразовывать модельные представления –
химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение
химической реакции – при решении учебных познавательных и
практических задач, применять названные модельные представления
для выявления характерных признаков изучаемых веществ и
химических реакций.
2) базовые исследовательские действия:

 владеть основами методов научного познания веществ и химических
реакций;
 формулировать цели и задачи исследования, использовать
поставленные и самостоятельно сформулированные вопросы в
качестве инструмента познания и основы для формирования гипотезы
по проверке правильности высказываемых суждений;
 владеть навыками самостоятельного планирования и проведения
ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за
ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат,
формулировать обобщения и выводы относительно достоверности
результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о
проделанной работе;
 приобретать опыт ученической исследовательской и проектной
деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.
3) работа с информацией:
 ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и
форм представления, критически оценивать её достоверность и
непротиворечивость;
 формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач
определённого типа;
 приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий и различных поисковых систем;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
 использовать научный язык в качестве средства при работе с
химической информацией: применять межпредметные (физические и
математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры,
номенклатуру;
 использовать знаково-символические средства наглядности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или
дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;

 выступать с презентацией результатов познавательной деятельности,
полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при
выполнении химического эксперимента, практической работы по
исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного
проекта, и формулировать выводы по результатам проведённых
исследований путём согласования позиций в ходе обсуждения и
обмена мнениями.

Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную
деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере
необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при
выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее
эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
 осуществлять самоконтроль деятельности на основе самоанализа и
самооценки.

Тематическое планирование 11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Тема урока
Биосинтез белка.
Решение задач
Хромосомный набор в клетке.
Решение задач.
Законы Менделя.
Решение задач
Дигибридное скрещивание.
Решение задач.
Сцепленное наследование.
Решение задач.
Наследование, связанное с полом.
Решение задач.
Полимерия. Эпистаз.
Решение задач.
Закон Харди-Вайнберга.
Решение задач
Задачи в КИМ ЕГЭ по биологии.
Особенности решения.

1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
8

18.
19.

Обобщение и повторение.
итого

2
34


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».