РП. Химия в задачах 10-11 класс.

Принято Педагогическим советом

Утверждено
Директор МАОУ СОШ № 107

протокол №1 от 27.08.2024

Рогожина О.А.
приказ №29/7 от 31.08.2024

Программа курса:
Химия в задачах.

2024 г.

Рабочая программа курса «Химия в задачах».
10-11 класс
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Химия в задачах» на уровне среднего общего
образования разработана на основе Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований к результатам
освоения федеральной образовательной программы среднего общего
образования(ФОП СОО), представленных в Федеральном государственном
образовательном стандарте СОО, с учётом Концепции преподавания учебного
предмета «Химия в задачах» в образовательных организациях Российской
Федерации, реализующих основные образовательные программы, и основных
положений «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на
период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05. 2015 № 996 р.).
«Химия в задачах» на уровне занимает важное место в системе естественнонаучного образования учащихся 10–11классов. Изучение предмета,
реализуемое в условиях дифференцированного, профильного обучения,
призвано обеспечить общеобразовательную подготовку выпускников школы,
необходимую для успешной сдачи Единого Государственного Экзамена по
химии.
В программе по химии назначение предмета «Химия в задачах» получает
подробную интерпретацию в соответствии с основополагающими положениями
ФГОС СОО о взаимообусловленности целей, содержания, результатов
обучения и требований к уровню подготовки выпускников. Свидетельством
тому являются следующие выполняемые программой по химии функции:
•
информационно-методическая, реализация которой обеспечивает
получение представления о целях, содержании, общей стратегии обучения,
воспитания и развития обучающихся средствами предмета, изучаемого в
рамках конкретного профиля;
•
организационно-планирующая, которая предусматривает определение:
принципов структурирования и последовательности изучения учебного
материала, количественных и качественных его характеристик; подходов к
формированию содержательной основы контроля и оценки образовательных
достижений обучающихся в рамках итоговой аттестации в форме единого
государственного экзамена по химии.

В соответствии с концептуальными положениями ФГОС СОО о назначении
предметов базового и углублённого уровней в системе дифференцированного
обучения на уровне среднего общего образования химия на уровне
углублённого изучения направлен на реализацию преемственности с
последующим этапом получения химического образования в рамках изучения
специальных естественно-научных и химических дисциплин в вузах и
организациях среднего профессионального образования. В этой связи изучение
предмета «Химия в задачах» ориентировано преимущественно на расширение и
углубление практической подготовки обучающихся, выбравших определённый
профиль обучения, в том числе с перспективой последующего получения
химического образования в организациях профессионального образования.
Наряду с этим, в свете требований ФГОС СОО к планируемым результатам
освоения федеральной образовательной программы среднего общего
образования изучение предмета ориентировано также на решение задач
воспитания и социального развития обучающихся, на формирование у них
общеинтеллектуальных умений, умений рационализации учебного труда и
обобщённых способов деятельности, имеющих междисциплинарный,
надпредметный характер.
Составляющими предмета «Химия в задачах» на уровне углублённого изучения
являются углублённые курсы – «Органическая химия» и «Общая и
неорганическая химия». Реализуемые в рамках изучения предмета «Химия в
задачах». При определении подходов к отбору и структурной организации
содержания этих курсов в программе по химии за основу приняты положения
ФГОС СОО о различиях базового и углублённого уровней изучения предмета.
Основу содержания курсов «Органическая химия» и «Общая и неорганическая
химия» составляет совокупность предметных знаний и умений, относящихся к
базовому уровню изучения предмета. Эта система знаний получает
определённое теоретическое дополнение, позволяющее осознанно освоить
существенно больший объём фактологического материала. Так, на углублённом
уровне изучения предмета обеспечена возможность значительного увеличения
объёма знаний о химических элементах и свойствах их соединений на основе
расширения и углубления представлений о строении вещества, химической
связи и закономерностях протекания реакций, рассматриваемых с точки зрения
химической кинетики и термодинамики. Изучение периодического закона и
Периодической системы химических элементов базируется на современных
квантовомеханических представлениях о строении атома. Химическая связь
объясняется с точки зрения энергетических изменений при её образовании и
разрушении, а также с точки зрения механизмов её образования. Изучение
типов реакций дополняется формированием представлений об
электрохимических процессах и электролизе расплавов и растворов веществ. В

курсе органической химии при рассмотрении реакционной способности
соединений уделяется особое внимание вопросам об электронных эффектах, о
взаимном влиянии атомов в молекулах и механизмах реакций.
В плане формирования основ научного мировоззрения, освоения общенаучных
методов познания и опыта практического применения научных знаний
изучение предмета «Химия в задачах» на углублённом уровне основано
на межпредметных связях с учебными предметами, входящими в состав
предметных областей «Естественно-научные предметы», «Математика и
информатика» и «Русский язык и литература».
При изучении учебного предмета «Химия в задачах», задачей первостепенной
значимости является формирование основ науки химии как области
современного естествознания, практической деятельности человека и одного из
компонентов мировой культуры. Решение этой задачи на углублённом уровне
изучения предмета предполагает реализацию таких целей, как:
•
формирование представлений: о материальном единстве мира,
закономерностях и познаваемости явлений природы, о месте химии в системе
естественных наук и её ведущей роли в обеспечении устойчивого развития
человечества: в решении проблем экологической, энергетической и пищевой
безопасности, в развитии медицины, создании новых материалов, новых
источников энергии, в обеспечении рационального природопользования, в
формировании мировоззрения и общей культуры человека, а также
экологически обоснованного отношения к своему здоровью и природной среде;
•
освоение системы знаний, лежащих в основе химической составляющей
естественно-научной картины мира: фундаментальных понятий, законов и
теорий химии, современных представлений о строении вещества на разных
уровнях – атомном, ионно-молекулярном, надмолекулярном, о
термодинамических и кинетических закономерностях протекания химических
реакций, о химическом равновесии, растворах и дисперсных системах, об
общих научных принципах химического производства;
•
формирование у обучающихся осознанного понимания востребованности
системных химических знаний для объяснения ключевых идей и проблем
современной химии, для объяснения и прогнозирования явлений, имеющих
естественно-научную природу; грамотного решения проблем, связанных с
химией, прогнозирования, анализа и оценки с позиций экологической
безопасности последствий бытовой и производственной деятельности человека.
•
углубление представлений о научных методах познания, необходимых
для приобретения умений ориентироваться в мире веществ и объяснения

химических явлений, имеющих место в природе, в практической деятельности
и повседневной жизни.
В плане реализации первоочередных воспитательных и развивающих
функций целостной системы среднего общего образования при изучении
предмета «Химия в задачах» на углублённом уровне особую актуальность
приобретают такие цели и задачи, как:
•
воспитание убеждённости в познаваемости явлений природы, уважения к
процессу творчества в области теоретических и прикладных исследований в
химии, формирование мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки;
•
развитие мотивации к обучению и познанию, способностей к
самоконтролю и самовоспитанию на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
•
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей обучающихся, формирование у них сознательного отношения к
самообразованию и непрерывному образованию как условию успешной
профессиональной карьеры и деятельности.
Общее число часов предусмотренных для изучения предмета составляет в 10-11
классе 68 (1 час в неделю)

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
Тема 1. Химический элемент
Основные понятия и законы химии.
Расчёты с применением уравнения Менделеева-Клайперона. Расчеты с
применением газовых законов. Строение атома. Изотопы. Квантовые числа
электрона. Классификация химических элементов: s-, p-, d-, f-элементы.
Тема 2. Строение вещества.
Основные виды химической связи, механизмы их образования. Характеристика
ковалентной связи. Валентность и степень окисления. Пространственное
строение молекул неорганических и органических веществ. Дисперсные
системы. Задачи с использованием разных способов выражения концентрации
растворов. Расчёты, связанные с приготовлением растворов. Правило смешения
растворов, («правило креста»). Кристаллогидраты.
Тема 3. Химические реакции.
Классификация химических реакций в органической и неорганической химии.
Расчеты, связанные со скоростью химических реакций. Условия смещения
химического равновесия. Производство серной кислоты контактным способом.

Окислительно-восстановительные реакции(ОВР). Электролитическая
диссоциация. (Э.Д.). Гидролиз.
Тема 4. Свойства веществ.
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства металлов.
Свойства d-элементов и их соединений. Хром. Свойств d-элементов и их
соединений. Марганец. Свойств d-элементов и их соединений. Цинк. Расчёты
по теме «Электролиз».
Упражнения, иллюстрирующие общие химические свойства неметаллов.
Кислоты органические и неорганические. Амфотерные органические и
неорганические соединения. Понятие о комплексных соединениях.
Генетическая связь между классами органических и неорганических
соединений. Цепочки превращений, отражающие генетическую связь между
классами неорганических и органических соединений. Химия и экология.
Химия и повседневная жизнь человека

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных
результатов освоения предмета «Химия в задачах» выделены следующие
составляющие: осознание обучающимися российской гражданской
идентичности; готовность к саморазвитию, самостоятельности и
самоопределению; наличие мотивации к обучению; готовность и способность
обучающихся руководствоваться принятыми в обществе правилами и нормами
поведения; наличие правосознания, экологической культуры; способность
ставить цели и строить жизненные планы.
Личностные результаты освоения предмета «Химия в задачах» отражают
сформированность опыта познавательной и практической деятельности
обучающихся в процессе реализации образовательной деятельности, в том
числе в части:
1) гражданского воспитания:
 осознания обучающимися своих конституционных прав и обязанностей,
уважения к закону и правопорядку;
 представления о социальных нормах и правилах межличностных
отношений в коллективе;
 готовности к совместной творческой деятельности при создании учебных
проектов, решении учебных и познавательных задач, выполнении
химических экспериментов;

 способности понимать и принимать мотивы, намерения, логику и
аргументы других при анализе различных видов учебной деятельности;
2) патриотического воспитания:
 ценностного отношения к историческому и научному наследию
отечественной химии;
 уважения к процессу творчества в области теории и практического
приложения химии, осознания того, что данные науки есть результат
длительных наблюдений, кропотливых экспериментальных поисков,
постоянного труда учёных и практиков;
 интереса и познавательных мотивов в получении и последующем анализе
информации о передовых достижениях современной отечественной
химии;
3) духовно-нравственного воспитания:
 нравственного сознания, этического поведения;
 способности оценивать ситуации, связанные с химическими явлениями, и
принимать осознанные решения, ориентируясь на моральнонравственные нормы и ценности;
 готовности оценивать своё поведение и поступки своих товарищей с
позиций нравственных и правовых норм и с учётом осознания
последствий поступков;
4) формирования культуры здоровья:
 понимания ценностей здорового и безопасного образа жизни,
необходимости ответственного отношения к собственному физическому
и психическому здоровью;
 соблюдения правил безопасного обращения с веществами в быту,
повседневной жизни, в трудовой деятельности;
 понимания ценности правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в ситуациях, угрожающих здоровью и жизни
людей;
 осознания последствий и неприятия вредных привычек (употребления
алкоголя, наркотиков, курения);
5) трудового воспитания:
 коммуникативной компетентности в учебно-исследовательской
деятельности, общественно полезной, творческой и других видах
деятельности;
 установки на активное участие в решении практических задач
социальной направленности (в рамках своего класса, школы);

 интереса к практическому изучению профессий различного рода, в том
числе на основе применения предметных знаний по химии;
 уважения к труду, людям труда и результатам трудовой деятельности;
 готовности к осознанному выбору индивидуальной траектории
образования, будущей профессии и реализации собственных жизненных
планов с учётом личностных интересов, способностей к химии, интересов
и потребностей общества;
6) экологического воспитания:
 экологически целесообразного отношения к природе как источнику
существования жизни на Земле;
 понимания глобального характера экологических проблем, влияния
экономических процессов на состояние природной и социальной среды;
 осознания необходимости использования достижений химии для решения
вопросов рационального природопользования;
 активного неприятия действий, приносящих вред окружающей
природной среде, умения прогнозировать неблагоприятные
экологические последствия предпринимаемых действий и предотвращать
их;
 наличия развитого экологического мышления, экологической культуры,
опыта деятельности экологической направленности, умения
руководствоваться ими в познавательной, коммуникативной и
социальной практике, способности и умения активно противостоять
идеологии хемофобии;
7) ценности научного познания:
 мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки
и общественной практики;
 понимания специфики химии как науки, осознания её роли в
формировании рационального научного мышления, создании целостного
представления об окружающем мире как о единстве природы и человека,
в познании природных закономерностей и решении проблем сохранения
природного равновесия;
 убеждённости в особой значимости химии для современной цивилизации:
в её гуманистической направленности и важной роли в создании новой
базы материальной культуры, в решении глобальных проблем
устойчивого развития человечества – сырьевой, энергетической, пищевой
и экологической безопасности, в развитии медицины, обеспечении
условий успешного труда и экологически комфортной жизни каждого
члена общества;

 естественно-научной грамотности: понимания сущности методов
познания, используемых в естественных науках, способности
использовать получаемые знания для анализа и объяснения явлений
окружающего мира и происходящих в нём изменений, умения делать
обоснованные заключения на основе научных фактов и имеющихся
данных с целью получения достоверных выводов;
 способности самостоятельно использовать химические знания для
решения проблем в реальных жизненных ситуациях;
 интереса к познанию, исследовательской деятельности;
 готовности и способности к непрерывному образованию и
самообразованию, к активному получению новых знаний по химии в
соответствии с жизненными потребностями;
 интереса к особенностям труда в различных сферах профессиональной
деятельности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы по химии на уровне среднего
общего образования включают:
 значимые для формирования мировоззрения обучающихся
междисциплинарные (межпредметные) общенаучные понятия,
отражающие целостность научной картины мира и специфику методов
познания, используемых в естественных науках (материя, вещество,
энергия, явление, процесс, система, научный факт, принцип, гипотеза,
закономерность, закон, теория, исследование, наблюдение, измерение,
эксперимент и другие);
 универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные,
регулятивные), обеспечивающие формирование функциональной
грамотности и социальной компетенции обучающихся;
 способность обучающихся использовать освоенные междисциплинарные,
мировоззренческие знания и универсальные учебные действия в
познавательной и социальной практике.
Метапредметные результаты отражают овладение универсальными учебными
познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями.

Познавательные универсальные учебные действия
1) базовые логические действия:
 самостоятельно формулировать и актуализировать проблему,
рассматривать её всесторонне;

 определять цели деятельности, задавая параметры и критерии их
достижения, соотносить результаты деятельности с поставленными
целями;
 использовать при освоении знаний приёмы логического мышления:
выделять характерные признаки понятий и устанавливать их взаимосвязь,
использовать соответствующие понятия для объяснения отдельных
фактов и явлений;
 выбирать основания и критерии для классификации веществ и
химических реакций;
 устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями;
 строить логические рассуждения (индуктивные, дедуктивные, по
аналогии), выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых
явлениях, формулировать выводы и заключения;
 применять в процессе познания используемые в химии символические
(знаковые) модели, преобразовывать модельные представления –
химический знак (символ) элемента, химическая формула, уравнение
химической реакции – при решении учебных познавательных и
практических задач, применять названные модельные представления для
выявления характерных признаков изучаемых веществ и химических
реакций.
2) базовые исследовательские действия:
 владеть основами методов научного познания веществ и химических
реакций;
 формулировать цели и задачи исследования, использовать поставленные
и самостоятельно сформулированные вопросы в качестве инструмента
познания и основы для формирования гипотезы по проверке
правильности высказываемых суждений;
 владеть навыками самостоятельного планирования и проведения
ученических экспериментов, совершенствовать умения наблюдать за
ходом процесса, самостоятельно прогнозировать его результат,
формулировать обобщения и выводы относительно достоверности
результатов исследования, составлять обоснованный отчёт о проделанной
работе;
 приобретать опыт ученической исследовательской и проектной
деятельности, проявлять способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания.
3) работа с информацией:

 ориентироваться в различных источниках информации (научнопопулярная литература химического содержания, справочные пособия,
ресурсы Интернета), анализировать информацию различных видов и
форм представления, критически оценивать её достоверность и
непротиворечивость;
 формулировать запросы и применять различные методы при поиске и
отборе информации, необходимой для выполнения учебных задач
определённого типа;
 приобретать опыт использования информационно-коммуникативных
технологий и различных поисковых систем;
 самостоятельно выбирать оптимальную форму представления
информации (схемы, графики, диаграммы, таблицы, рисунки и другие);
 использовать научный язык в качестве средства при работе с химической
информацией: применять межпредметные (физические и
математические) знаки и символы, формулы, аббревиатуры,
номенклатуру;
 использовать знаково-символические средства наглядности.

Коммуникативные универсальные учебные действия:
 задавать вопросы по существу обсуждаемой темы в ходе диалога и/или
дискуссии, высказывать идеи, формулировать свои предложения
относительно выполнения предложенной задачи;
 выступать с презентацией результатов познавательной деятельности,
полученных самостоятельно или совместно со сверстниками при
выполнении химического эксперимента, практической работы по
исследованию свойств изучаемых веществ, реализации учебного проекта,
и формулировать выводы по результатам проведённых исследований
путём согласования позиций в ходе обсуждения и обмена мнениями.

Регулятивные универсальные учебные действия:
 самостоятельно планировать и осуществлять свою познавательную
деятельность, определяя её цели и задачи, контролировать и по мере
необходимости корректировать предлагаемый алгоритм действий при
выполнении учебных и исследовательских задач, выбирать наиболее
эффективный способ их решения с учётом получения новых знаний о
веществах и химических реакциях;
 осуществлять самоконтроль деятельности на основе самоанализа и
самооценки.

Тематическое планирование 10-11 класс
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.

Тема урока
Атомно-молекулярное учение. Понятие об
атомах и молекулах.
Решение задач.
Атомно-молекулярное учение. Понятие об
атомах и молекулах.
Решение задач.
Количество вещества.
Массовая доля.
Решение задач.
Расчеты по уравнению химической реакции.
Расчет выхода продукции.
Расчет примесей в смеси.
Электролиз.
Решение задач.
Кристаллогидраты.
Решение задач.
Вывод формулы вещества.
Решение задач.
Особенности задач по химии в КИМ ЕГЭ
Решение задач ЕГЭ
Повторение и обобщение.

кол-во часов
2
6
2
4
2
2
4
2
2
2
2
4
2
4
2
4
2
16
2
итого 68


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».