Принято Педагогическим советом Утверждено Директор МАОУ СОШ № 107 протокол №1 от 27.08.2024 Рогожина О.А. приказ №29/7 от 31.08.2024 Программа курса: Развитие речи 7-9 класс 2024 г. 1 2 Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи» 7 -9 класс Пояснительная записка Вклад предмета «Развитие речи» в достижение целей основного общего образования Развитие речи – отрасль методики русского языка и относится к прикладным наукам, поскольку решает практические задачи развития и воспитания детей. Русский язык — один из развитых языков мира. Он отличается богатством словаря, словообразовательных и грамматических средств, располагает неисчерпаемыми возможностями изобразительно-выразительных средств, стилистическим разнообразием. Свободное владение русским языком — обязательное условие успешности русского человека в жизни, труде, творчестве. Для достижения этого необходимо усилить практическую направленность обучения русскому языку на уроках развития речи, обеспечить преподавание на уровне, соответствующем потребностям современного общества, повысить эффективность каждого урока. Целями и задачами курса развития речи в основной школе являются: • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, воспринимающего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе; • овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования; • освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, 3 классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка; • развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка; • совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы. Общая характеристика курса В школе изучается современный русский литературный язык, поэтому программу школьного курса развития речи включаются элементы общих сведений о языке, истории языка, его современных разновидностях — территориальных, профессиональных. Программа содержит отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области лексики и фразеологии, синтаксиса и стилистики русского литературного языка, о языке как развивающемся явлении и т. д.; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся, формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нормах русского литературного языка. Содержание курса развития речи в основной школе обусловлено общей нацеленностью образовательного процесса на достижение личностных, метапредметных и предметных целей обучения, что возможно на основе компетентностного подхода, который обеспечивает формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций. Коммуникативная компетенция предполагает овладение видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения. Коммуникативная компетентность проявляется в умении определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать 4 адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. Развитие речи учащихся на уроках предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, аудирования (слушания), чтения и письма) и осуществляется в трёх направлениях, составляющих единое целое. Первое направление в развитии речи учащихся — овладение нормами русского литературного языка: литературного произношения, образования форм слов, построения словосочетаний и предложений, употребления слов в соответствии с их лексическим значением и стилевой принадлежностью. Второе направление — обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся. Словарь учащихся пополняется при изучении всех учебных предметов, но особая роль в этом принадлежит русскому языку, литературе и развитию речи. Обогащение запаса слов на уроках обеспечивается систематической словарной работой. Одно из важнейших требований к словарной работе — развитие у школьников умения видеть незнакомые слова, воспитывать привычку обращаться за их разъяснением к учителю и пользоваться словарями-справочниками. Обогащение грамматического строя речи детей достигается постоянной работой над синонимией словосочетаний и предложений, наблюдениями над формой, значением и особенностями употребления языковых единиц. Третье направление в развитии речи учащихся — формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме. Развитие связной речи предполагает работу над содержанием, построением и языковым оформлением речевого высказывания, которая осуществляется при выполнении специальных упражнений и при подготовке к написанию изложений и сочинений. Особое внимание обращается на формирование и совершенствование умений анализировать тему, уточнять её границы, определять основную мысль, составлять план и в соответствии с ним систематизировать материал, правильно отбирать языковые средства. Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции формируются на основе овладения необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; приобретения необходимых знаний о лингвистике как науке; формирования способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов; освоения основных норм русского литературного языка; обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирования представлений о нормативной речи и практических умений нормативного употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм, синтаксических конструкций; 5 совершенствования орфографической и пунктуационной грамотности; умения пользоваться различными видами лингвистических словарей. Одно из основных направлений развития речи — организация работы по овладению учащимися прочными и осознанными знаниями. Усиление практической направленности требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования речевых умений и навыков: различение типов и стилей речи, определение темы и основной мысли в текстах, умение устанавливать смысловые связи в текстах, составление текстов различных по типу и стилю и т.д. Важнейшим направлением в работе учителя является формирование навыков грамотного письма. Важно обеспечить закрепление орфографических и пунктуационных навыков при написании изложений и сочинений, тем самым создавая непрерывность в совершенствовании навыков правописания. Достижение личностных результатов освоения курса развитие речи невозможно без формирования культуроведческой компетенции. Культуроведческая компетенция предполагает осознание родного языка как формы выражения национальной культуры, понимание взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, освоение норм русского речевого этикета, культуры межнационального общения. В программе реализован коммуникативно-деятельностный подход, предполагающий предъявление материала в деятельностной форме. Усиление коммуникативно-деятельностной направленности курса, нацеленность его на метапредметные результаты обучения являются важнейшими условиями формирования функциональной грамотности как способности человека максимально быстро адаптироваться в социальной среде и активно в ней функционировать. Материал в программе дается с учётом возрастных возможностей учащихся. Работа по речевым темам и культуре речи рассредоточена по всем классам на отдельных уроках. Требования к результатам изучения предмета «Развитие речи» в основной школе Личностными результатами освоения выпускниками основной школы программы по развитию речи являются: 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него потребность сохранить чистоту русского языка как 6 явление национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по развитию речи являются: 1) владение всеми видами речевой деятельности: • адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; • владение разными видами чтения; • адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; • способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой; • овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор; • умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств; • способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме; • умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости; • умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения; • способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме; • владение различными видами монолога и диалога; • соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения; • способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; • способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, 7 исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты; • умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладами; 2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.); 3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по развитию речи являются: 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи, способы сжатия текста, структура разных видов сочинений; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий 8 языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 7) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 8) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Место учебного предмета «Развитие речи» в учебном плане Обязательное изучение на этапе основного общего образования предусматривает ресурс учебного времени в 7 классе – 34 ч., в 8 классе – 34 ч., в 9 классе – 34 ч. Формой организации учебного процесса являются уроки. Они классифицируются по учебной цели, содержанию, форме, средствам обучения и другим основаниям. Проводятся уроки формирования умений и навыков, различные виды уроков контроля, уроки повторения обобщения и систематизации изученного. В организации учебного процесса используются: предметно-ориентированные технологии обучения, технология дифференцированного обучения, концентрированного обучения, модульного обучения в аспекте личностно-ориентированного подхода к обучению. Механизмы обучения, построены с ориентацией: на дидактическую цель, лежащую в основе того или иного этапа обучения (методы обучения и методы контроля); на источник получения знаний учащимися (слово учителя, беседа, наблюдение, языковой анализ и др.); на способ мышления при познании (методы индукции и дедукции, аналогии, сопоставления и противопоставления, анализа и синтеза); методы теоретического изучения языка (сообщение, беседа, самостоятельная работа по учебнику); методы теоретико-практического изучения языка и обучения речи (наблюдение, видоизменение, конструирование); методы реализации личностно-ориентированного подхода к обучению (метод опоры на ранее приобретенные знания). После изучения курса школьники должны уметь: 9 Определять ситуативные цели говорящего и слушающего; Отслеживать влияние каждого компонента ситуации общения на речь; Корректировать свою речь в соответствии с ситуацией общения; Соотносить коммуникативную цель речи (развлечь, информировать, убедить) с выбором типа речи; Выбирать форму речи в соответствии с ситуацией общения; Соблюдать этикетные правила и владеть этикетно-коммуникативными приемами в ситуации реального общения; Создавать тексты разных типов и стелей речи; Соотносить тему текста с целями автора и слушателя, с затекстовой ситуацией. Умения, связанные с бережным отношением к слову. Учащиеся должны уметь: Анализировать значение слова по толковым словарям и в текстах (однозначность и многозначность); Анализировать стилистическую и ситуативную уместность слова; Находить опорные слова в тексте в соответствии с темой и основной мыслью; Соблюдать нормы словоупотребления. Умения, связанные с созданием текста. Учащиеся должны уметь: Формулировать тему собственного текста; Формулировать основную мысль в описании, повествовании и рассуждении; Сохранять основную мысль при создании текста; Составлять план текста, учитывая его тему и основную мысль; Подбирать заголовок к тексту, понимая его тему и основную мысль; При анализе чужого текста определять его тему и основную мысль, видеть, какими средствами автор их сохраняет на протяжении всего текста; Практически владеть жанрами повествовательного и описательного рассказа, устного ответа, рекламы практически владеть разными способами сжатия текстов. Умения, связанные с произнесением текста. Учащиеся должны уметь: При произнесении текста использовать умения, связанные с пониманием ситуации общения; Сохранять основную мысль в монологе и диалоге; Использовать вербальные и невербальные средства для придания речи выразительности; Чувствовать себя уверенно и свободно при произнесении текста. Умения, связанные с культурой слушания. Учащиеся должны уметь: Слышать тему и основную мысль произносимого текста; Понимать логику раскрытия основной мысли; 10 Понимать практическую значимость получаемой информации; Осознавать собственные цели в процессе слушания и цели говорящего; Отслеживать степень собственного понимания или непонимания услышанного; Формулировать и задавать вопросы к непонятным словам, для конкретизации содержания, выявления целей говорящего. Содержание курса Седьмой класс Текст. Повествование.Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению, по сюжетным рисункам; строение, языковые особенности данных текстов.Типы текста. Рассуждение. Рассуждение как тип текста, его строение (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности.Типы текста. Рассказ. Рассказ на основе услышанного, его строение, языковые особенности. Пересказ исходного текста от лица кого-либо из его героев. Рассказ по сюжетным картинкам с включением части готового текста.Рассказ-рассуждение. Пересказ исходного текста. Стиль речию Публицистический. Виды публичных общественно-политических выступлений. Их структура.Типы текста. Описание.Описание внешности человека: структура текста, языковые особенности (в том числе специальные «портретные» слова). Устный пересказ исходного текста с описанием внешности. Описание внешности знакомого по личным впечатлениям, по фотографии. 8 класс Устная и письменная речь. Монолог и диалог. Ораторская речь. Её особенности Типы речи в очерках, их особенности. Стили речи, их особенности. Тема текста. Понятие микротемы текста. Проблема текста. Оформление текста на письме. Анализ текста. Публичное выступление об истории своего края. Сбор материала к сочинению, его систематизация. Словотворчество. Сочинение-рассуждение на свободную тему. Изложение. Подробное и сжатое изложение Написание сжатого изложения Анализ написанного изложения Публичное выступление на общественно значимую тему Сочинение – рассуждение публицистического характера. Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине Изложение с элементами сочинения на морально-нравственную тему Репортаж. Особенности «текстового» репортажа. Фоторепортаж. Работа над газетными и журнальными репортажами, их тематикой. Составление репортажа. 11 9 класс Изложение. Приемы сжатия текста. Обобщение. Отработка приема Исключение. Отработка приема Упрощение. Отработка приема Выбор приемов сжатия. Сочинение-рассуждение по тексту. Учимся формулировать тезис сочинениярассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Выразительно-изобразительные языковые средства. Практикум по употреблению выразительно-изобразительных языковых средств. Учебно-тематический план Содержание 7 класс Количество часов 1 Текст и его признаки. Тема текста Коммуникативные цели и типы речи Письмо. Особенности жанра Повествование. Изобретение содержания повествования. Расположение материала в повествовании. Оформление повествовательного текста Стили речи Публицистический. Виды публичных общественно-политических выступлений Типы текста. Рассказ. Рассказ по воображению. Рассказ на основе услышанного Рассказ по сюжетным картинкам Рассказ-рассуждение. Рассуждение. Текст. Рассуждение как тип текста Строение рассуждения (тезис, аргумент, вывод), языковые особенности. 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 1 1 2 2 2 2 3 12 Типы текста. Описание. 2 Описание внешности человека. 2 34 8 класс Устная и письменная речь Монолог и диалог. Ораторская речь. Её особенности Типы речи в очерках, их особенности. Стили речи, их особенности Тема текста. Понятие микротемы текста. Проблема текста. Оформление текста на письме Анализ текста Публичное выступление об истории своего края Сбор материала к сочинению, его систематизация Словотворчество Сочинение-рассуждение на свободную тему Изложение. Подробное и сжатое изложение Написание сжатого изложения Анализ написанного изложения Публичное выступление на общественно значимую тему Сочинение - рассуждение публицистического характера Характеристика человека как вид текста, строение данного текста, его языковые особенности Сочинение-рассуждение о природе родного края, о родине Изложение с элементами сочинения на моральнонравственную тему Репортаж. Особенности «текстового» репортажа. Фоторепортаж. Работа над газетными и журнальными репортажами, их тематикой. Составление репортажа 1 1 1 1 2 2 1 1 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 34 9 класс Изложение. Приемы сжатия текста. Обобщение. Отработка приема Исключение. Отработка приема 1 1 2 2 13 Упрощение. Отработка приема Выбор приемов сжатия. Сочинение-рассуждение по тексту. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать. Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Сочинение-рассуждение по тексту. Сочинение-рассуждение по тексту. Критерии оценивания. Учимся формулировать тезис сочинения-рассуждения. Учимся аргументировать Учимся писать вывод сочинения-рассуждения. Выразительно-изобразительные языковые средства. Практикум по употреблению выразительноизобразительных языковых средств. 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 4 34 14