РП Развитие речи 1-4 классы

Количество часов, отведенных на изучение учебного предмета «Русский
язык»:
В 1 классе — 33 ч. (1 ч. в неделю, 33 учебные недели. Во 2-4 классах
отводится по 34ч. (1 ч. в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
Цели и задачи учебного предмета:
1 КЛАСС
Цели:
– формирование у учащихся начальных представлений о языке как
составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной
компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и
диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма
как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического
отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с
учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта
младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие
нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и
других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте
необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание
интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике
русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге,
составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты –
описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
2 КЛАСС
Цели:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте
необходимо решать следующие задачи:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.
3 КЛАСС
Цели:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте
необходимо решать следующие задачи:
• развивать речь, мышление, воображение школьников, умение выбирать
средства языка в соответствии с целями изучения предмета;
• формировать у младших школьников первоначальные представления о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формировать навыки культуры речи во всех ее проявлениях, умения
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому
языку, чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою
речь.
4 КЛАСС
Цели:
• ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и
формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического
мышления учащихся;
• формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной
и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте
необходимо решать следующие задачи:
– формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии

языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального
самосознания;
– развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
– развитие коммуникативных умений;
– развитие нравственных и эстетических чувств;
– развитие способностей к творческой деятельности.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит
достижение основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать
средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о
системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии,
морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений
правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные
монологические высказывания и письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому
языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать
свою речь.

Личностные и метапредметные результаты освоения курса
Изучение курса формирует следующие универсальные учебные действия:

коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
- быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.

познавательные:
Обучающиеся научатся:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.

личностные:
У обучающихся будут сформированы:
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и
окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
- осознание роли речи в общении людей;
- понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;
внимание к мелодичности народной звобучающей речи;
- устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса
развития речи.
- чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к
совершенствованию речи;
- интерес к изучению языка.

Регулятивные
Обучающиеся научатся на доступном уровне:
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу;
- в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения
того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Содержание учебного предмета, курса
Материал учебного курса представлен в программе следующими содержательными
линиями:

Слово

Предложение и словосочетание

Текст

Культура общения
Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.
Занятия построены следующим образом:
1)
Активизация мыслительной деятельности обучающихся, подготовка к выполнению
заданий основной части.
2)
Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого
характера.
3)
Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)
4)
Развитие связной речи обучающихся по определенной тематике.
Принципы, лежащие в основе построения рабочей программы:

личностно-ориентированные:
развития,
творчества,
психологической
комфортности;

личностно-ориентированные: систематичности, непрерывности, ориентированной
функции знаний, овладение культурой языка;

деятельностно - ориентированные: деятельности, смыслового отношения к языку,
адаптивности, перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к
самостоятельной деятельности ученика.
Речь и ее значение в жизни. Устная и письменная речь. Особенности устной речи: окраска
голоса, громкость, темп. Общее понятие о культуре речи. Техника речи.
Умение регулировать громкость речи, темп и высоту голоса, пользоваться дыханием в
процессе речи. Умение выразительно читать текст по образцу, данному учителем. Знание
скороговорок. Выразительность речи. Умение коллективно разметить текст для
выразительного чтения; обсудить тембр, темп чтения, расставить паузы, выделить
логически ударенные слова и сочетания слов, продумать мелодику чтения.
Основные качества речи: правильность, точность, богатство. Умение самостоятельно
подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение выразительно прочитать
текст после самостоятельной подготовки. Умение совершенствовать (исправлять,
редактировать) свою речь, работать над наиболее распространенными грамматическими и
речевыми ошибками.
Монолог и диалог как разновидность речи. Умение составлять текст – монолог и текст –
диалог, правильно их оформлять на письме. Драматические импровизации.
Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению произведения. Умение
импровизировать. Умение инсценировать диалог.
Слово.
Слово. Лексическое значение слова. Толковый словарь. Однозначные и многозначные
слова. Слова – «родственники».Слова – «родственники» и слова – «друзья» (синонимы)
Слова – «родственники» и слова, внешне сходные, но разные по значению (омонимы).
Слова, противоположные по смыслу (антонимы).
Умение выделить слова – «родственники» среди других слов, подобрать к данному слову
слова – «родственники», установить общность их значения на основе элементарного
словообразовательного анализа. Установить общность написания слов – «родственников».
Умение отличить слова – «родственники» от синонимов, омонимов и слов с частичным
графическим или звуковым сходством.

Умение выделить синонимы, антонимы в тексте, подобрать синонимы, антонимы к
данному слову.
Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.
Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое
значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа. Умение
определить лексическое значение многозначного слова по предметным картинкам,
контексту. Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и
переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать
образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов,
умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений,
текстов описательного и повествовательного характера.
Слова нейтральные и эмоциональные и эмоционально окрашенные. Знакомство со
словарём синонимов. Изобразительно- выразительные средства языка: метафора, эпитет,
сравнение, олицетворение. Умение выделять их в тексте, определять значение и
назначение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Крылатые слова. Умение определять значение устойчивого выражения, употреблять его в
заданной речевой ситуации.
Научные слова. Умение выделять их в тексте, объяснять значение с помощью толкового
словаря, употреблять в тексте научного стиля.
Жизнь слова. Откуда берутся слова? Как живут слова? Основные источники пополнения
словаря. Знакомство с элементами словообразования.
Знакомство с происхождением некоторых антропонимов и топонимов.
Устаревшие слова. Умение выделять их в тексте, определять значение, стилистическую
принадлежность.
Каламбуры. Тропы. Сравнение, метафора, олицетворение, эпитет – сравнительная
характеристика. Пословицы, поговорки, афоризмы.
Иностранные заимствования. Новые слова. Канцеляризмы.
Умение выделять в тексте стилистически окрашенные слова; определять стили речи с
учетом лексических особенностей текста.
Лингвистические словари. Умение пользоваться толковым словарем.
Речевой этикет: формы обращения.
Предложение и словосочетание.
Предложение. Простое предложение с точкой, вопросительным и восклицательным
знаком. Умение членить небольшой текст на предложения, устанавливать связи между
словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое предложение:
исправлять порядок слов в предложении, заменять в нем неудачно подобранные слова.
Распространять предложение. Умение составлять простое распространенное предложение
по вопросу учителя, на тему, по картинке, по схеме, по аналогии с данным. Умение
интонационно правильно читать (произносить предложение с точкой, вопросительным,
восклицательным знаками).
Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи
между словами в словосочетании и предложении.
Предложение со сравнительным оборотом. Умение составлять простое сложносочиненное
и сложноподчиненное предложение с определительной, изъяснительной, причинно –
следственной, сравнительной связью. Умение интонационно правильно читать
предложения разных типов.
Текст.
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не
объединенных общей темой. Вычленение опорных слов в тексте. Озаглавливание.
Основная мысль в тексте. Выделение частей текста, составление плана. Типы текста.
Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам, по плану, по

опорным словам. Творческое дополнение готового текста. Восстановление
деформированного текста.
Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.
Умение составлять описание предметов и явлений, рассуждение в художественном и
научном стилях. Умение составлять повествование с элементами описания. Умение
писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и
опорным словам, по наблюдениям. Сочинение загадок.
Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Умение составлять
планы различных видов.
Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между
предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов. Цепная и
параллельная связи. Средства связи при цепном построении текста. Средства связи в
тексте с параллельным построением. Видовременная соотнесённость глаголов,
единообразие синтаксических конструкций.
Стили речи: разговорный и книжный (художественный и научный). Умение определять
стилистическую принадлежность текстов, составлять текст в заданном стиле.
Умение конструировать текст по заданной временной схеме, проводить лексическое и
грамматическое редактирование. Умение преобразовывать текст с параллельным
построением в предложение с однородными членами и наоборот.
Композиция текста. Завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Умение
определять элементы композиции в данном тексте, составлять текст заданной
композиционной структуры. Умение восстанавливать деформированный текст с опорой
на знание композиции и средств межфразовой связи.
Культура общения.
Волшебные слова. Слова – выражения просьбы, благодарности, извинения. Слова –
выражения приветствия, прощания. Умение пользоваться словами – выражениями
приветствия, прощания, извинения, благодарности в собственной речевой практике с
учетом конкретной ситуации с нужной интонацией, мимикой. Умение дискутировать,
использовать вежливые слова в диалоге.

Тематическое планирование
1 класс
№ п/п

Тема (подтема)

1
2
3
4
5
Итого

Речь
Слово
Культура общения
Текст
Проверочная работа

Кол-во
часов
2
15
5
10
1
33
Обучающийся научится:

Ориентироваться в своей системе знаний:
- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
-Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на
развороте, в оглавлении, в словаре).
-Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт
и информацию, полученную на уроках.
-Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего
класса.

- Донести свою позицию до собеседника;

- Оформлять свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения
или небольшого текста).
- Слушать и понимать высказывания собеседников.
- Выразительно читать и пересказывать содержание текста.
- Согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть
работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Обучающийся получит возможность научиться:
-Проговаривать последовательность действий на уроке.
-Учиться работать по предложенному учителем плану.
-Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
-Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности
класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания
образовательных достижений.
2 класс
№ п/п
1
2
3
4
Итого

Тема
Слово
Предложение и словосочетание
Текст
Культура общения

Кол-во
часов
13
3
15
3
34

Обучающийся научится:
-Работать со словарями: толковым, орфографическим.
-Определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного
анализа.
-Выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения,
определять основу переноса.
-Конструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем
слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов
описательного и повествовательного характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
-Работать с деформированным текстом. Восстанавливать деформированный текст.
-Наблюдать за связью между частями текста. Устанавливать связи между словами в
словосочетании и предложении.
-Редактировать простое сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок
частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Уметь
интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
3 класс

№ п/п

Тема (подтема)

1
3
4
Итого

Слово
Текст
Стили речи

Кол-во
часов
16
10
8
34

Обучающийся научится:
- вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы);
- участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;
- оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевых ситуаций;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач;
- владеть монологической и диалогической формами речи.
Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий,
используя справочные материалы;
- моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
- использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение,
классификацию, обобщение);
- выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
- пользоваться словарями, справочниками;
- строить рассуждения.
4 класс
№ п/п

Тема (подтема)

1
2
3
Итого

Слово
Речь. Техника и выразительность речи
Текст

Кол-во
часов
9
6
19
34

Обучающийся научится:
- распознавать типы текстов;
- устанавливать связь предложений в тексте;
- определять многозначные слова, омонимы, омоформы, каламбуры;
- различать изобразительно-выразительные средства языка: тропы, метафоры, сравнения,
олицетворение, эпитеты; крылатые слова и выражения;
Обучающийся получит возможность научиться:
- распознавать предложение со сравнительным оборотом; составлять простое, сложносочинённое
и сложноподчинённое предложение.
- определять стилистическую принадлежность текстов; определять средства связи предложений в
тексте; преобразовывать текст с параллельным построением в предложение с однородными
членами и наоборот.
- восстанавливать деформированный текст с опорой на знание композиции и средств межфразовой
связи.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».